merelana (merelana) wrote,
merelana
merelana

Духовная жизнь в закрытых городах


Про города за колючей проволокой я уже гдле-то ту писала. Так что повторяться не буду - а вот фотографии со временем выложу. Фотографии делались тоже только для своих, на специальном инструктаже всех жителей города всегда предупреждали, что снимать нельзя. Наверное, чтобы американские шпионы не догадались. Шпионы и так все знали, но это дело десятое, об этом я потом расскажу.
А сейчас - про духовную жизнь.
Тут надо бы уточнить, как в те самые "голубые города" народ попадал. Были такие, кому не разрешили в свое время вернуться из эвакуации - в основном ученые. Иногда туда ссылали - как, к примеру, Сахарова. Чтобы, значит, под присмотром. История с Сахаровым мне всегда напоминала заключение Костюшко в Петропавловской крепости - так сказать, почетный узник.
Широкая же масса попадала в добровольное и привилегированное заключение двумя путями. Либо по распределению, либо через компетентные органы, поскольку это с самого начала была империя Берии - именно так называли эту систему. Государство в государстве. Советской власти там отродясь не бывало.
А поскльку "лишние" люди попасть туда не могли - духовная жизнь формировалась местными творческими силами. Не могу сказать, что туда никто из артистов не приезжал - иногда бывало. Через какие препоны они пробирались - я не знаю. Тоже, наверное, анкеты заполняли. Но бывало это редко. Во всяком случае, космонавта там можно было встретить гораздо чаще, чем актера - имею в виду Снежинск.
Душа же человеческая не выносит пустоты. Пустота невыгодна и "хозяевам" - а ну как ничем, кроме работы, не занятый народ начнет куролесить? Поэтому, как это ни странно, можно там было все. С какой-то точки зрения это понятно: оно ж все равно никуда, кроме таких же городов, не выйдет, оттуда же редко кто вырывался на свободу. Молодежь вырывалась, конечно, но далеко не вся. В осннвном, хлебнув свободы, возвращались обратно. Да и те, которые вырывались, с молоком матери усваивали - об этом рассказывать нельзя.
Чем эта самая духовная жизнь обеспечивалась? Ну, во первых, в том же самом Снежинске была шикарная библиотека. Своего рода центр культурной жизни. Многое из того, что было там в читальном зале, я больше нигде найти не могла - в крупных столичных библиотеках, наверное, есть, а вот в обычной городской - вряд ли. Жаль, не было времени исследовать ее основательно. Но тут все понятно - поскольку город режимный, то и библиотека кгбшная, а у них, как известно, ничего никогда не пропадало. Там были даже зарубежные русскоязычные журналы - не те, что издавали братья-демократы (хотя эти тоже были), а самый натуральный тамиздат. Читайте на здоровье.
Естественно, в домах культуры было все, что угодно. Что может понадобиться человеку как с минимальными, так и с весьма высокими духовными потребностями. Этакий бесплатный сыр.
Я тут хотела написать о Галиче и об отношении к нему в тех самых закрытых городах, но получается рассуждение о тамшней культуре вообще. Что ж, пусть так и будет. дело в том, что на содержание концертов там никто не обращал внимания. Никакие тебе первые отделы или горлиты. И позже, когда мы переехали в полуоткрытый, но тоже режимный Сосновый Бор - тоже. Когда в больших городах за Галича могли влепить по первое число - пусть уже не посадить, но просто устроить неприятности, - в закрытых городах его можно было совершенно спокойно петь со сцены. И не только его. Опальный Бродский в разных интерпретациях тоже звучал. Исполняли все это местные творческие силы - которых было предостаточно. Вообще вспоминаю Снежинск - я там в КСП не была, но был он довольно сильным, и концерты проводил просто роскошные. Да там вообще это в ходу было - песенки сочинять, записи передирать. У нас даже на уроках пения в школе это дело усиленно пропагандировалось, и о питерском клубе "Меридиан" я узнала именно в школе. Мы хором пели Городницкого и Кима, а про Галича нам учительница сказала, что вот я вам даю слушать, только вы особо-то про это не распространяйтесь. Учительница была старше нас года на четыре - мы учились тогда в седьмом классе, а она только что закончила музучилище. Не знаю, контролировал ли ее кто-гнибудь - положенные всем советские песни мы тоже, конечно, пели. Но это было не главное, за что мы пение в школе любили - бывало и такое.
Я вот думаю - почему там разрешалось то, чего не разрешалось простым советским людям? А ответ тривиален. На самом деле до того, что там народ читает и слушает, тем самым органам дела не было никакого. Свобода слова, печати, собраний - ведь ты же все равно под присмотром и никуда не выберешься. А даже если и выберешься - с тебя такую подписку возьмут, что не пикнешь. Даже если ты на предприятии не работаешь. Ведь даже уехав из относительно открытого Сосняка в боьшой город - ты пять лет оставался невыездным. И уж ы большом-то мире - могли за тобой придти в любой момент. Он очень страшный, этот большой мир. Там голодно, холодно и по улицам бродт гэбня. Живи себе в спокойном городке под надежной охраной, ведь тут можно все... Вот так и формировался менталитет. И я очень хорошо понимаю свою бывшую соседку, которая тоже переехала в Сосновый Бор из Зеленогорска - она как-то сказала, что детей оттуда надо вывозить как можно раньше.
Самое-то смешное, что в закрытых городах частенько и самиздат прятали. Когда в начале 80-х в Питере поднялся шухер - вот, мол, за нелегалку снова начали сажать, - кучу рукописей и пленок уволокли в Сосновый Бор, и ребята просто попрятали все это в сейфы на режимных предприятиях. Да в сейфы можно было и не прятать. В институтах тут такие библиотеки были, что просто сказка ( да и есть - по крайней мере, в одном).
Как мне кажется - некоторая духовная свобода в этих местах была возможно по двум причинам. Надо было по любому выпустить пар, ведь герметичные системы при перегреве взрываются. А во-=вторых - главной целью всяких первых отделов было все-таки то, чтобы народ не на ту кнопку от волнения не нажал.
Как-то так, хотя и сумбурно.
Tags: Мемуары
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Исходный материал для творчества

    Занялась перебиранием рундука в прихожей. Пытаюсь понять, что делать со старой курткой - не могу я просто так выбрасывать одежду, рука не…

  • Вот чего нашли

    Бородино, 1992 год. И сейчас мы уже знаем продолжение романа, а в некоторых случаях - и окончание... Жизнь все-таки куда круче самых интересных книг.…

  • В Александрии

    Шуршать там, конечно, уже почти что нечем. Но вот. Объясняю последнюю фразу поста - дело в том, что этим летом мы с Гошкой были в Петергофе, как…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments