merelana (merelana) wrote,
merelana
merelana

Categories:

О чем ъотелось поговориь с Бергом

Сегодня как-то очень остро ощутила, что мне не хватает в этой жизни Володи Ланцберга. То есть вот просто - надо позарез поговорить "за любимый жанр", а никак. Хоть дух вызывай, ей-Богу.

Сначала был утренний треп с Мишкой. Про большие фестивали, про малые фестивали, про кустовые слеты и вообще все то, на чем мы с ним выросли, про то, почему фестивали стали совершенно бесполезными - и по большей части выродились.
В свое время мы очень много говорили о конкурсах в АП. Я по-прежденму считаю, что конкурс - штука бессмысленная, возможен только предварительный отбор, чтобы человек хотя бы три аккорда на гитаре брал уверенно. Принимать или не принимать ту или иную песню - решает население слета, но его надо довольно жестко отбирать. Если песню слушает новая историческая общность - советский народ, - это будет одна песня, если вообще будет. Если некая группа, имеющая общу. платформу - само собой, другая.
Я все же считаю АП "персонифицированным фольклором", и, как таковой, существует он в определенных общностях. У нас доме с самого моего детства слушали Высоцкого и пели Окуджаву - а, как потом выяснилось на конерте, еще и Городницкого, не зная о том, кто эти песни написал. Была некая общность геологов и молодых строителей (нет, не коммунизма, - просто города), которые и являлись "средой обитания" этих песен, и было им абсолютно по барабану, кто их написал. Как опять же выяснилось потом, звучал пелся в некоторых количествах Втзбор, чуть-чуть - Новелла Матвеева, несколько песен Ады Якушевой. Для людей же данного круга "среднетехнической прослойки" - это именно что фолк.
В том кругу, где я оказалась чуть позже, слушали и пели Галича. Это еще до того, как я в КСП оказалась. Круг этот - "средняя питерская гуманитарная интеллигенция". Там еще звучал, например, Клячкин на стихи Бродского, знали и Первый круг, и Берга. Тут оно было более персонифицировано, но воспринималось как "наше". И это было чуть позже.
В общем, во всех случаях изначально была общность, которая создавала свой пласт - некоторую часть того, что мы сейчас называем АП. В какой-то момент курица и яйцо поменялись местами, и песня попыталась стать фундаментом общности. Отсюда - и наши конкурсы, и наши беды в виде деградации текстов, самокопательства вплоть до, и прочая, и прочая, говорить можно много = да немало и сказано.
Мне кажется, Булат Шалвович, когда говорил о том, что АП умерла, как раз и подразумевал то, что ушла некая общность, которая была сама питательной средой для песни, а песня для нее - воздухом. В конце концов, он же не призывал браться за руки ВСЕХ.
Мне кажется, что и Берг по жизни пытался сделать именно это - создать общность. Поначалу мне казалос удивительным, что в проектах Берга оченьо часто оказывались задействованы люди, до того момента особо в данном жанре себя не проявлявшие. Точнее - на фестах и слетах "старого образца". Не всегда, конечно, но часто. Да я тоже именно из этой категории - правда, проекты эти задела как-то боком. :) Но у нас у всех есть какая-то общая черта, трудно определимая, но заметная. То есть некая общность присутствует, а соответственно - возможна своя песня.
Однако поскольку эта общность - на уровне какого-то внутреннего чувства, то совершенно непонятно, какой эта песня может быть. Отсюда, мне кажется, и цель - найти "явление". Опять же на уровне "нутром чую". Оно вообще-то нормально - но вот насколько продуктивно, пока неясно.
В шестидесятые-семидесятые все было просто. Кто-то сочинял удачную песню - общность ее немелленно подхватывала. Последнее, что оказалось созвучно довольно большой общности - это Щербаков. Я его впервые услышала в исполнении Марины Меламед, а где-то через пару недель ребята привезли пленку из Обнинска - ту самую запись, которую он потом вроде бы попорсил уничтожить, но, понятное дело, сделать это было невозможно. Послушала - оно.
Дальше такого вот, чтобы сразу - и "оно", уже не было. Во всяком случае, в масштабах. Периодически кому-то из авторов удавалось попасть в точку - это да. Удается и сейчас. И даже среди моих здешних френдов такие есть - и даже те, кому задеть чувства человека, принадлежащего к той же эестетической общности, что и я, удается довольно часто - не будем показывать пальцем.
Правда, в последние годы был момент, когда это самое "общность - бард - песня" друг друга таки нашли, но случилось это вовсе не на кспшном слете, и более того - я данного барда ни на одном из песенных конкурсов просто не представляю, да и зачем? Заранее знаю, что бы ему сказали на любой нашей мастерской. Но ведь ситуация такова, что - не надо. Ибо имеется в наличии бард, который имеет что сказать слушателям. Есть некая общность, которая гогтова это воспринять - и воспринимает. И, как писал один небезызвестный русский правитель, небываемое бывает. То есть даже в наше непоэтическое время люди начинают эти песни петь, в том числе и я. Называется - состоялось.
Очень показателен, но в другую сторону, был прошлогодний Кронштадт. Точнее, то, что пелось у костров. Так уж получилось, что уровень концертной порграммы на этом фестивале всегда вполне пристойный. Но вед погоду делает - не она, а то, что поется у костров. А у костров - сплошная ретроспекция. За редким исключением. Народ ведь подпевать начинает то, что он хочет подпевать. В этом плане наша компания - я, Мишка, Сеня, Грин, Духъ и Манюня - выглядела очень прогрессивной и создавалось впечатление, что жанр наш любимый действительно еще не сдох. Дело в том, что Кронштадский фест расположен так, что все видно и слышно - кто, где, что и с кем, так что впечатление составить можно, даже не отходя от своего костра.
Так о чем весь этот сумбур? А, наверное, о том, какие сейчас остались стаи, способные создать и воспринять нечто песенно-значимое.
Tags: Авторская песня
Subscribe

  • Вот чего нашли

    Бородино, 1992 год. И сейчас мы уже знаем продолжение романа, а в некоторых случаях - и окончание... Жизнь все-таки куда круче самых интересных книг.…

  • Картины на городских улицах

    "Горгону! нежно люблю. Молодцы ребята, и город наш стал ярче и интереснее, когда они взялись за дело. Космически-военная тематика - окраина…

  • Новая выставка

    Картиночки после будут в небольшом количестве - но с вернисажа, а не сами работы. В "Гармонии" - прекрасная выставка работ Игоря Праченко. Всем…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment