merelana (merelana) wrote,
merelana
merelana

Category:

Учиться учиться?

Еще один мой текстик из прошлого номера. По впечатлениям родителей.
дистанционка

Учиться учиться?
Пожалуй, дистанционное обучение с полным основанием можно назвать главной темой месяца. Как только прозвенел первый коронавирусный звонок – детские сады закрыли, оставив дежурные группы, а школы перевели на дистанционку. Она же удаленка. Тех, кто получал бесплатное питание, обеспечили сухими пайками (кстати, сосновоборские родители в основном остались ими довольны – нужные качественные продукты).

А вот к самой системе дистанционного обучения горожане отнеслись очень по-разному. По одной простой причине: экстраординарная ситуация возникла первый раз, поэтому стала нелегким испытанием для всех, и в первую очередь для педагогов.

Вообще-то в Сосновом Бору, как и в Ленинградской области вообще, дистанционное обучение практиковалось и раньше. Например, по такой системе занимались некоторые дети с ограниченными возможностями здоровья, которые не могут посещать школу. Бывали случаи, когда на удаленку переводили отдельные классы, а в других районах подобные системы довольно успешно внедряются в деревнях, где с автобусами проблемы возникают достаточно часто, а Интернет есть более или менее постоянно. Но в прошлые разы речь шла об отдельных учениках или, в крайнем случае, о небольших группах. А нынешней весной пришлось организовывать удаленное обучение сразу для всех. Причем это касалось и учреждений дополнительного образования. Вот тут и вылезли некоторые особенности, с которыми, наверное, придется разбираться – ведь совсем не исключено, что подобные ситуации будут периодически возникать в дальнейшем.

Самый простой способ дистанционного обучения – тот, что в свое время применяли бабушки и дедушки нынешних учеников. Как выяснилось, он и по сей день актуален. И предельно прост. Детям просто дается набор заданий, которые они за определенное время должны выполнить. Двадцать параграфов по математике, столько же по русскому, пятьсот примеров из задачника и все это в тетрадке, сдать 30 апреля. Фактически дети переводятся на самообучение, потому что с незнакомыми темами должны разбираться без посторонней помощи, как и решать задачи. Недостаток у этого метода всего один – дети должны быть достаточно самостоятельными, чтобы успешно справиться с тем, что от них требуется. К сожалению, у современных детей самостоятельность в основном подавляется, так что способ годится не для всех. Зато не требуется никаких гаджетов. Правда, как выяснилось, учебники в их классическом виде тоже есть не у всех, а тетради кто-то должен отнести на проверку, а это не совсем хорошо во время карантина.
Но ведь сейчас – масса других вариантов. Правда, для них нужны устройства, но Сосновый Бор оказался на высоте – наши дети вполне обеспечены телефонами да планшетами. В других муниципальных образованиях для нуждающихся гаджеты отчасти закупали за счет бюджетов, отчасти – собирали у других жителей. Ничего страшного в этом нет, у многих есть дома устройства, которые вполне работают, неплохо поддерживают Интернет, но уже вышли из моды, так почему бы и не поделиться с нуждающимися? Эту проблему пусть не сразу, но решили. И, кажется, парк мобильных устройств, столь полезных для удаленного обучения, - это то, что всегда надо держать в состоянии полной боевой готовности. И после того, как ограничения будут сняты, придется периодически проверять, у всех ли они есть.

Переходить на дистанционное обучение пришлось всем, с первого класса по одиннадцатый. Некоторым школьникам это далось без труда – они и до этого участвовали в вебинарах, слушали удаленные лекции, отвечали на вопросы тестов. Все это очень пригодилось. И то, за что родители порой гоняли (за круглосуточное сидение в чатах, например), оказалось очень полезным.
Идеальная форма, конечно, видеоконференция – разницы с обычным уроком в классе почти никакой, ученики видят учителя, учитель видит учеников. Учитель объясняет тему, ученики задают вопросы или отвечают на них. Для этого требуются определенные условия – все должны оказаться за компьютерами в одно время. Но эта методика давным-давно отработана в разных странах, организовать такое занятие можно даже через социальные сети и без специального софта. Нужны слаженность действий и необходимые устройства – микрофон с наушниками у каждого и устройство с видеокамерой. И многие классы использовали именно эту форму работы. С трудностями столкнулись главным образом родители самых маленьких учеников – настраивать устройства на нужный лад пришлось именно им. Для этого существует множество программ, в том числе и бесплатных, и у детей появился отличный повод их освоить. Да и у педагогов тоже – что греха таить, учителям тоже пришлось перестраиваться, особенно тем, кто привык к классическим занятиям.
Использовалась и такая организационная форма, как чаты. У многих классов есть свои группы «ВКонтакте», и организовать там «говорилку» может даже не очень опытный пользователь. Такой способ несколько трудоемкий, поэтому больше всего годится для того, чтобы передавать ученикам задания. Но и индивидуальную переписку никто не отменял.
Не все стало получаться сразу. Родители жаловались, что дети стали проводить за компьютерами гораздо больше времени, чем полагается по санитарным нормам, принятым в «докоронавирусный» период. Это было особенно заметно в первые дни, когда все только отлаживалось. Восемь-десять часов за компьютером родителям очень сильно не нравились. Детям и педагогам, впрочем, тоже. Это был период проб и ошибок, и оптимальные варианты появились далеко не сразу. Было бы очень полезно обобщить этот опыт – на всякий случай.

Оказалось, что на удаленке можно изучать любые предметы. Интернет – это еще и фантастическое хранилище самых разных знаний. С самого начала все дети получили список учебных ресурсов – бесплатных, разумеется. На некоторых порталах требовалась регистрация – что ж, нужно было освоить и это. Многие школьники и педагоги впервые воспользовались ресурсами, где есть готовые формы удаленных занятий... И узнали, что можно найти книги по всем отраслям знаний, фильмы по любой теме какой угодно учебной дисциплины, попробовать оценить, насколько эти ресурсы интересны и достоверны. И все это нужно, чтобы научиться учиться – самостоятельно добывать и усваивать знания наиболее эффективным способом.
Любая ситуация полезна, если из нее извлечь уроки. Нынешняя – не исключение, поскольку дала возможность проверить, как работают удаленные ресурсы, насколько ученики и учителя обеспечены необходимым оборудованием, что нужно сделать, чтобы улучшить качество образовательных порталов и можно ли обеспечить объективную оценку знаний.

Вполне конкретная цель на ближайшее будущее!
Безусловно школа будет со временем меняться, поскольку она должна соответствовать требованиям общества. А обществу нужно все больше специалистов, владеющих цифровыми технологиями. Самыми разными, от набора текстов до конструирования космических аппаратов. И эпидемия дала очень неплохой стимул.
Ирина ПОЛЯКОВА
Tags: Сосновый Бор, ссылки, статьи
Subscribe

  • Исходный материал для творчества

    Занялась перебиранием рундука в прихожей. Пытаюсь понять, что делать со старой курткой - не могу я просто так выбрасывать одежду, рука не…

  • Вот чего нашли

    Бородино, 1992 год. И сейчас мы уже знаем продолжение романа, а в некоторых случаях - и окончание... Жизнь все-таки куда круче самых интересных книг.…

  • В Александрии

    Шуршать там, конечно, уже почти что нечем. Но вот. Объясняю последнюю фразу поста - дело в том, что этим летом мы с Гошкой были в Петергофе, как…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments