merelana (merelana) wrote,
merelana
merelana

Category:

От механики к цифре

Мишкина статейка по истории телевидения. Как раз сочетается с переходом на цифровое вещание. Вышла вчера и живет тут
http://terastudio.com/ot-mehaniki-k-tsifre/

цветное тв - радуга
От механики к цифре
О, цифровая революция! Вот и телевидение перешло на цифровое вещание. Правда, большинство сосновоборцев уже давно подключились к кабельным сетям, и телевизионный сигнал поставляется им в удобной форме. В остальных частях России переход тоже прошел без особых проблем, поскольку приставки к телевизорам стоят недорого.

Но в истории отечественного телевидения были события, полные истинного драматизма и захватывающие не менее, чем детектив. Взять, к примеру, становление цветного телевещания. Тут есть что вспомнить.
Переход от механического телевидения к электронному, произошедший в канун войны, почти никто не успел заметить. Ведь огромные, но с небольшим экраном телевизоры ТК-1 и 17ТН-1 стояли разве что в клубах и дворцах культуры. После начала Великой Отечественной войны они были мобилизованы и несли службу в ПВО и командных пунктах. Телецентры закрылись, их работников призвали в армию...
И вдруг в 1943 году всех, кто был связан с телевидением, отзывают с фронта. Постановление высшего руководства страны однозначно: «Телевизионное вещание должно быть возобновлено, и как можно скорее».
7 мая 1945 года московский телецентр снова выходит в эфир!

Иное дело в США. Там телевизионное вещание продолжалось всю войну, еще и начало зарождаться цветное телевидение. Правда, в 1951 году его... запретили, но об этом позже.
7 ноября 1952 года в СССР (в Ленинграде) проводится первая экспериментальная цветная телепередача. Это как? В стране и черно-белые телевизоры - экзотика, цветных кинескопов нет даже в планах, а тут – цветное вещание!?

А очень просто: еще в 1908 году российский инженер и изобретатель Ованес Абгарович Адамян предложил телевизионную систему с последовательной передачей цветов. Вращающийся диск со светофильтрами трех основных цветов (красного, синего и зеленого) устанавливался перед объективом камеры, такой же - перед экраном телевизора. При условии синхронного вращения дисков в такой системе все остальное оборудование в переделках не нуждалось, разве что частоту кадров (полукадров при чересстрочной развертке) нужно было увеличить, дабы снизить мелькание.

Так и сделали в СССР, и даже выпустили телевизор «Радуга» с небольшим экраном и встроенным в корпус диском со светофильтрами. Для экспериментов такая система годилась, но на обычный черно-белый телевизор сигнал системы с последовательной передачей цветов не принимался. Если в СССР, при малом количестве телевизоров у населения, это вызвало отказ от данной системы, то в США многочисленные владельцы обычных телевизоров завалили Конгресс скандальными письмами и исками, что привело к законодательному запрету на цветное телевидение вообще на несколько лет.

Пришлось ждать, когда инженеры разработают цветную телевизионную трубку, точнее – выберут из существующих пригодную для массового производства. Выбор пал на трехлучевой кинескоп с теневой маской, осталось придумать электронную часть.

Тут американцы преуспели, создав систему NTSC, и в СССР с 14 января 1960 года началось вещание по этому стандарту. Для приема возрожденного цветного телевидения в Советском Союзе стали выпускать телевизоры «Темп-22» и все ту же «Радугу», только уже без диска со светофильтрами.
Что тогда не срослось, несовершенство ранней версии NTSC, патентные ли требования, сейчас понять трудно. Но в 1967 году в СССР как стандарт была принята система SECAM, вещание по которой началось 1 октября того же года. Новая система на беду владельцев старых телевизоров потребовала и новых телеприемников. Им стали «Рубин-401», «Рекорд-101», «Радуга-4», «Радуга-5».

Эти цветные телевизоры выпускались массово, но стоили дорого – чуть не треть стоимости автомобиля «Москвич». Как альтернатива предлагалась трехцветная прозрачная пленка, которую можно было закрепить на экране черно-белого телевизора, имитирую цветную передачу. Ну, это советский народ терпел недолго.
Золотые руки в сочетании с образованностью тогдашнего советского человека привели к появлению самодельных конструкций, изумлявших оригинальностью решений. Например, замечательный конструктор и известный энтузиаст дальнего телевидения Сергей Кузьмич Сотников смог исключить из схемы декодера SECAM недоступную для приобретения линию задержки на 64 микросекунды без особой потери качества «картинки». Но и цветные кинескопы являлись страшным дефицитом. И любители вспомнили про диск со светофильтрами. Устройство представляло собой консоль, подключаемую кабелем к обычному черно-белому телевизору, и состояло из декодера сигналов, селектора синхроимпульсов и синхронного двигателя, вращающего уже упомянутый диск. Таким образом сигнал SECAM превращался в последовательные полукадры красного, синего и зеленого цвета, что, при разглядывании экрана через плоскость диска давало... Да! Цветное изображение!

Но по телевизору надо еще было что-то показывать. И здесь СССР находился в лучшем положении, чем США, благодаря более совершенному законодательству в области авторского права. Во всяком случае, художественные фильмы транслировались, актеры выступали, трансляции велись и гонорары выплачивались. Но телевидение, как новый жанр, требовал и специально снятых для него фильмов.
Одним из первых таких фильмов, сделанным в 1966 году специально для демонстрации возможностей цветного телевидения, стал фильм-ревю «Красное, синее, зеленое». А в 1967 году музыкальный фильм «Калейдоскоп» утвердил форму телевизионного концерта, ставшую на долгие годы эталонной в советском телевещании.
Tags: Мишкина проза, история науки, история техники, ссылки, статьи
Subscribe

  • Вот чего нашли

    Бородино, 1992 год. И сейчас мы уже знаем продолжение романа, а в некоторых случаях - и окончание... Жизнь все-таки куда круче самых интересных книг.…

  • Картины на городских улицах

    "Горгону! нежно люблю. Молодцы ребята, и город наш стал ярче и интереснее, когда они взялись за дело. Космически-военная тематика - окраина…

  • Новая выставка

    Картиночки после будут в небольшом количестве - но с вернисажа, а не сами работы. В "Гармонии" - прекрасная выставка работ Игоря Праченко. Всем…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment