merelana (merelana) wrote,
merelana
merelana

Categories:

Автожир

Мишкины статейки по истории техники


Автожир
10 января 1923 года летчик Гомес Спенсер поднял в небо странный летательный аппарат. Внешне «Autogyro-C4» представлял собой обычный биплан с тянущим винтом, но верхнее крыло бипланной коробки отсутствовало, вместо него над кабиной пилота располагался огромный воздушный винт с четырьмя широкими, как крылья самолета, лопастями. Нет, это не был очередной экспериментальный вертолет, конструктор Хуан де ла Сиерва никогда не занимался вертолетами. Он создал нечто совершенно другое.
Еще в начале XX века Сиерва стал свидетелем гибели авиатора, попавшего в штопор во время демонстрационного полета. Штопор – бич всех самолетов. Он возникает из-за срыва потока на поверхности крыла и приводит к самопроизвольному вращению летательного аппарата, потерявшего нормальное управление. Со штопором боролись и борются до сих пор, применяя различные приемы пилотирования и работая над конструкцией самолетов. Но Сиерва выбрал другой путь.
«Если крыло имеет тенденцию к вращению, дадим ему такую возможность, будем использовать самовращающееся крыло,» - решил Сиерва, и ввел понятие авторотации. Крылом его летательного аппарата стал более походить на воздушный винт, а сам аппарат получил название «автожир», «ротоплан» или «гироплан». В отличие от вертолета (геликоптера, как тогда говорили), винт автожира вращался не с помощью мотора, а от набегающий поток воздуха.
Аппарат действительно получился безопасным, не сваливался в штопор, мог садиться даже с выключенным двигателем практически вертикально, держался в воздухе на минимальных скоростях. Автожир мог взлетать с крохотного пятачка земли в пару десятков метров длинной, но для этого его винт нужно было предварительно раскрутить.
Первые автожиры имели небольшие крылья и управлялись обычными рулями, как самолет. Но вскоре Сиерва пришел к выводу о неэффективности рулей на малых скоростях, и... применил для управления наклон втулки несущего винта. Необходимость в крыльях полностью отпала, и автожир С-30 делается уже без крыльев. А вскоре появляется и С-30Р, оснащенный системой «прыжкового старта». Теперь винт раскручивается на земле двигателем, после чего двигатель отключается, а лопасти переводятся в положение взлета. Инерции винта достаточно для отрыва автожира от земли подъема его на полетную высоту. Так была решена задача вертикального взлета. Произошло это в 1936 году, когда вертолетов, пригодных для практического применения, еще не существовало.
Автожиры строили все страны. Советский крылатый автожир А-7 даже успел поучаствовать в Великой Отечественной войне, он имел боевое вооружение и использовался, как разведчик и корректировщик. За простоту в управлении, безопасность и живучесть пришлось платить большим расходом топлива и довольно низкой скоростью, но достоинства автожира с лихвой компенсировали его недостатки.
Появившиеся в 40-е годы вертолеты быстро вытеснило автожиры из большой авиации. Но и сейчас на частных и клубных аэродромах автожиры встречаются часто. Их строят многие небольшие фирмы и конструкторы-любители. Они являются самым безопасным и простым летательным аппаратом, управление которыми можно освоить максимум за неделю.
Исторический факт: на изобретение самолета претендует сразу несколько человек, над вертолетом работали десятки конструкторов, дирижабли вообще кто только не строил. Автожир изобрел Хуан де ла Сиерва, и только он. С этим никто даже спорить не пытается.
Tags: Мишкина проза, история техники, ссылки, статьи
Subscribe

  • Хор Турецкого в Сосновом Бору

    Не могу сказать, что я люблю этот жанр. Будь другая ситуация - может, и вовсе на концерт бы не пошла, вообще-то я не слишком большая любительница…

  • Середина лета с "Tallskög"

    А мы вчера отправились на заветную полянку, чтобы с ребятами из клуба исторической реконструкции "Tallskög" отпраздновать Середину лета, как…

  • Памятник деревне Устье

    Вот такой памятник появился в Сосновом Бору. Александр Пехтерев его сегодня доделал, но церемонии открытия пока не было - она намечена на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment