merelana (merelana) wrote,
merelana
merelana

Category:

Шерстяной народ

Статейка моя про открытие интерактивного музея ингерманландских финнов в Доме дружбы. Вышла в 51 номере, на сайте живет тут
http://terastudio.com/sherstyanoj-narod/




Шерстяной народ

В Доме дружбы Ленинградской области открылся новый интерактивный музей. Он посвящен культуре ингерманландских финнов. Теперь подобных музеев 15, а в следующем году планируется открыть еще два – русской и татарской культуры.

Финно-угорские племена жили в наших краях испокон веков – недаром же та часть Новгородской республики, что расположена по берегам Невы и Финского залива, называлась Водской пятиной – большую часть населения составляла легендарная водь, в наши дни ставшая сначала малочисленным, а затем и исчезающим народом. Ингерманландские финны стали в массовом порядке переселяться в наши края после Столбовского мира, когда Ингерманландия отошла к Швеции. По названиям областей, из которых они перебрались на берега Финского залива, они делились на два племени – эфремейсы и савакот. И они образовали уникальный этнос – со своей культурой, со своими традициями и со своим диалектом.

Культуры имеют свойство взаимодействовать друг с другом, и местные наши в этом смысле вовсе не являлись исключением. Влияние финнов, ижор, вожан и новгородских славян было взаимным, а серьезных конфликтов между представителями разных народов не было никогда.

Положение региона во все времена его истории способствовало тому, чтобы здесь селились представители разных народов. Так было во времена Великого Новгорода, так было в шведской Ингерманландии, так было в окрестностях российской столицы – и так же дела обстоят сейчас. В современной Ленинградской области живут люди более чем ста сорока национальностей, и если каждый привнесет в общую копилку кусочек своей культуры – региона станет сказочно богатым, ведь именно культура привлекает сюда самых разных гостей, в том числе и потенциальных инвесторов.
Как рассказал во время церемонии открытия директор Дома дружбы Владимир Михайленко, за последние несколько десятилетий в России исчезли 39 языков. То есть никто и никогда уже не сможет прочитать то, что на этих языках написано, понять песни и сказки. Ленинградская область в этом смысле являет собой регион не то чтобы совсем благополучный, но такой, где межнациональным отношениям и сохранению национальных культур уделяется большое внимание.

Казалось, что точка невозврата была пройдена в 90-е – народы, пережившие несколько революций, многочисленные войны и репрессии, оказались бессильны перед масштабным переустройством всей страны. Это был очень сложный момент – вроде бы всем стало не до культуры, но в то же время энтузиастам, которые решили восстанавливать традиции своих народов, вдруг перестали мешать. Тогда и возобновились народные праздники, стали появляться музеи, издаваться литература и даже появились учебники родного языка.

При активной поддержке Дома дружбы проводятся праздники и фестивали, несколько из них – в непосредственной близости от Соснового Бора. Достаточно вспомнить «Лужицкую складчину» и «Гостеприимный этот край» в Вистино, а также роскошный Этнокультурный фестиваль, который в уходящем году впервые проходил в Сосновом Бору. И на таких праздниках все желающие могут освоить основы национальных ремесел, увидеть произведения декоративно-прикладного искусства и услышать те песни, которые в наших краях еще сто с небольшим лет назад звучали в каждой деревне. Активно сотрудничает Дом дружбы с Центром коренных народов – в общем-то и нынешний интерактивный музей культуры ингерманландских финнов является их совместным проектом. А еще – многочисленные книги по этнографии, традиционным ремеслам, истории.

По мнению директора Дома дружбы, сохранение национальных культур очень важно для экономики региона. Национальные праздники привлекают многочисленных туристов. Именно за этим гости едут в Вистино, Винницы, Тайцы или Усть-Лугу. Сохранение этнографического разнообразия, в свою очередь, влечет за собой развитие гостиничного бизнеса, торговли, транспорта. Так что это – очень перспективное направление.

В общем, собравшимся было что обсудить. Но День коренных народов – это не только насущные проблемы, но и праздник. Ленточку торжественно разрезали, а за ней оказались выставка фоторабот Екатерины Бредис и тот самый интерактивный музей.
Почему он интерактивный? Потому что экспонаты его путешествуют по всем праздникам, а то и просто так. В данном случае это вязаные изделия, которыми ингерманландские финны всегда славились. Варежкам – сносу нет, а собирали их по разным деревням, да и кое-кто из активистов Центра коренных народов, принес свои, связанные бабушками. Красиво, неповторимо – и своя особая технология вывязывания пальца, которую, возможно, в дальнейшем покажут на мастер-классах. Тут же – куклы, сценки из крестьянской жизни. И знаменитые финские вязаные коврики. Рядом – многочисленные книги. Словом, хоть и маленький музей, но достойный, и предстоит ему путешествовать по всей области.

В этот день представители гатчинского Центра культуры ингерманландских финнов «Хатсина» рассказали о карело-финском эпосе «Калевала». Значительная часть книги, ставшей основой финской литературы, была записана Элиасом Леннротом на территории современной Ленинградской области. К сожалению, в наших краях уже почти забыли, как она звучит в оригинале. Но участники Центра «Хатсина» об этом напомнили. Нина Эрте показала множество изданий на финском и русском языках – с иллюстрациями самых разных художников.

А Анну Зыкову «Калевала» покорила много лет назад. Она училась в Петрозаводске, затем работала учительницей в финской школе. Это было в Карелии, в середине 50-х. Она вспоминает, что в деревне не было электричества, и по вечерам люди собирались в чьем-нибудь доме при лучине и рассказывали старинные руны. Потом она переехала в Гатчину, где живет и сейчас. Увлеклась лоскутным шитьем и сделала восемь работ – иллюстраций к «Калевале». А эскизы создала ее дочь Ольга, профессиональный художник.

А что пели в финских деревнях? Впрочем, и в городах тоже, ведь еще в начале прошлого века значительная часть населения той же Гатчины, равно как и многих других городов, говорила по-фински. Об этом рассказали участники ансамбля «Hopeajarvt» и «Talomerkit». А потом Елена Ведайко и волонтеры Центра коренных народов исполнили несколько народных мелодий на кантеле – инструмент этот в наши дни переживает второе рождение и становится все более популярным. Прозвучали на празднике и песни и стихи о Карелии.
Сейчас в Доме дружбы готовятся новые экспозиции. Предполагается открыть мини-музеи всех народов, которые живут в Ленинградской области и каждому есть что показать.
Ирина ПОЛЯКОВА
Tags: Ингерманландия, Ингрия, краеведение, ссылки, статьи
Subscribe

  • Исходный материал для творчества

    Занялась перебиранием рундука в прихожей. Пытаюсь понять, что делать со старой курткой - не могу я просто так выбрасывать одежду, рука не…

  • Вот чего нашли

    Бородино, 1992 год. И сейчас мы уже знаем продолжение романа, а в некоторых случаях - и окончание... Жизнь все-таки куда круче самых интересных книг.…

  • В Александрии

    Шуршать там, конечно, уже почти что нечем. Но вот. Объясняю последнюю фразу поста - дело в том, что этим летом мы с Гошкой были в Петергофе, как…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments