merelana (merelana) wrote,
merelana
merelana

Categories:

Дирижабль над Парижем

Мишкин науч-поп продолжается.


24 сентября 1852 года в небо над парижским ипподромом поднялся первый дирижабль. Конструктором и пилотом этого первого воздушного корабля, не имевшего даже названия, был изобретатель Анри Жиффар.
Первый дирижабль Жиффара имел объем 2500 куб. метров и сигарообразную форму. Гондола крепилась к баллону при помощи продольной жесткой балки и системы тросов, балка подвеивалась под баллоном, находящимся в плетеной ячеистой сетке. Дирижабль имел руль направления, изготовленный по типу паруса.
Главное же заключалось в том, что движителем дирижабля Жиффара являлся воздушный винт, приводимый в движение паровой машиной. Это было очень смело! Ведь баллон дирижабля наполнялся горючим и взрывоопасным водородом. И, не смотря на то, что эксперименты Жиффара обошлись без пожаров в полетах, данный прецедент в истории дирижаблестроения оказался единственным. Даже спустя двадцать лет конструкторы применяли в своих дирижаблях что угодно, даже мускульную человеческую силу, но только не паровые машины. На аппарате Жиффара стояла паровая машина мощностью всего в 3 л.с., зато легкая и достаточно безопасная.
В тот сентябрьский день дирижабль успешно поднялся в воздух, но сильный ветер помешал двигаться Жиффару в нужном направлении. Руль и мощность паровой машины позволяла делать только горизонтальные развороты. И тогда Жиффар принял решение: он набрал высоту в 1880 метров, где ветер уже не мешал полету, и, выполнив все запланированные перемещения, успешно посадил дирижабль.
Первый полет показал, что, несмотря на правильную идею, мощность двигателя явно недостаточна для практического использования данного летательного аппарата. И в 1855 году Жиффар стрит новый дирижабль, большего объема и с более мощной паровой машиной. На новом аппарате объемом 3700 куб. метров конструктор взлетает уже с помощником.
И тут сказалось конструктивное несовершенство самого дирижабля. При наборе высоты наступает необходимость стравить часть газа для уравнивания давления внутри баллона с внешним атмосферным. Что и производится с помощью клапана. Но, потеряв часть газа, оболочка баллона теряет и форму. Она пытается выскользнуть из сети, в которой находится. Жиффар вовремя замечает надвигающуюся катастрофу и быстро сажает дирижабль. Полет обходится без жертв, если не считать навсегда сбежавшую в небо оболочку дирижабля.
Исходя из накопленного опыта, Жиффар приступает к строительству нового дирижабля гигантских размеров. Объем его должен составить 220 000 куб. метров, а мощная паровая машин по расчетам обеспечит аппарату скорость в 75 км. в час. В ходе работы над новым проектом Жиффар решает массу попутных технических задач, одна из которых – подача пара в котел.
Вот тут-то Жиффар и изобретает паровой инжектор, носящий и поныне его имя. Изобретение приносит хорошие деньги, и проблема финансирования строительства летательного аппарата оказывается решенной. Но возникает другая проблема – изобретатель слепнет, и работа останавливается.
И все-таки дирижабль Жиффара вошел в историю, как первый. Сама возможность постройки управляемого аэростата была доказана. А применение паровой машины на дирижабле до сих пор будоражит воображение писателей и любителе жанра стимпанк.
Tags: Мишкина проза, история техники
Subscribe

  • Вчерашние песнопения на фоне Пушкина

    Бармарафон в этом году не состоялся, а жаль. Но на следующий год, как сказал один из главных организаторов, постараются не упустить момент и сделать.…

  • Высоцкий по-польски

    Или "авторы-исполнители всех стран, соединяйтесь!" Роман Колаковский - мне очень нравятся и его песни, как-нибудь выложу. Я тут среди песен про Львов…

  • Зимнее настроение

    А у нас снег выпал. И так это хорошо выпал, заметно. Не годовая норма, но все-таки. Ну и вот эта песня - как-то даже не думала, что она есть, все же…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments