merelana (merelana) wrote,
merelana
merelana

Category:

Подводные крылья

Еще немножечко истории техники из Мишкиных статей. Живет тут

http://terastudio.com/podvodnye-krylya/


Подводные крылья
Каждый раз, попав на Васильевский остров, я обязательно выхожу на набережную Малой Невы, чтобы поглядеть на корабли. И каждый раз радуюсь, увидев идущие по реке «Метеоры» и «Восходы». Это откуда-то из детства, когда увидел первую «Ракету» на подводных крыльях, это от космоса и ощущения полета, а еще от мечты о будущем, о морских путешествиях и о чудесных машинах, позволяющих их осуществить.

Мечтать всегда не вредно. Вот, например, зайти сейчас на борт какого-нибудь «Метеора», и прямо из центра Петербурга направится морем в Сосновый Бор. Причалить к пирсу, и, не остудив впечатлений, оказаться у себя дома. Быстро, без уличных пробок и душного автобусного смрада. Вот только не ходят к нам корабли. До Петергофа морем с Невы добраться можно, но очень уж дорого, поскольку в стоимость поездки будет входить и экскурсия. И вообще, последний раз на судне с подводными крыльями мне довелось путешествовать из Ломоносова в Кронштадт. Это пока не открыли движение по дамбе.

Был период, когда и по Неве вообще почти не ходили «крылатые корабли». Так что, нынешнее зрелище в общем даже радует. Сохранили ведь один из символов СССР. Да еще и в рабочем состоянии. Говорят, в Москве старые «Ракеты» отремонтировали и тоже поставили «на крыло». Красивые корабли, сейчас просто символ ретрофутуризма. В далеком уже 1957 году их появление просто потрясло мир. А ведь они были еще и первыми в мире серийными судами на подводных крыльях! И ребята с завода «Красное Сормово» гордо заявляли: «Зато мы делаем «Ракеты»»!

Тогда это действительно была победа. Первые удачные эксперименты в этом направление известны с 1906 года, когда итальянский изобретатель Энрико Форланини достиг на своей лодке, оснащенной подводными крыльями, скорости в 68 километров в час. Почему возникла сама идея – тоже понятно. Прироста скорости судов уже не удавалось достичь повышением мощности двигателей. Водоизмещающий корпус создавал огромное сопротивление, ведь плотность воды в 1000 раз больше плотности воздуха. Корпус следовало поднять над водой.

СКОЛЬЖЕНИЕ
Одним из решений снижения сопротивления воды при больших скоростях движения судов стало создание глиссера. Корпус глиссера на определенной скорости просто скользил по поверхности, и единственным типом сопротивления для такого судна теоретически становилось сопротивление трения. Вот только на режим глиссирования судно должно было еще выйти. Что, как выяснилось, непросто.
Набирая скорость, глиссер создает перед своим носом волну, на которую ему надо взобраться, чтобы выйти «на редан». Так вот на этот требуется в десятки раз большая мощность, чем на само движение в режиме глиссирования. Явление назвали «волновым кризисом». Борются с ним путем изменения конфигурации корпуса и смещения центра тяжести судна. Успешно борются. Глиссеры могут достигать скорости, превышающей 400 километров в час.
Глиссирующие суда применяются для военных целей, а также для спортивных. Как транспортное средство они развития не имеют. Есть, правда, исключение в виде советского речного теплохода «Заря», но о нем разговор отдельный, поскольку глиссером оно считается условна. На самом деле это скеговое СВП.
Почему так случилось, легко понять, прокатившись на любой глиссирующей лодке. Глиссер подвержен вибрации из-за постоянного соприкосновения днища с водной поверхностью. Сильные же волны, ударяя в дно, весьма чувствительны не только для пассажиров, но и для самой конструкции судна. Короче, глиссер некомфортен и является скорее пригодным для экстрима, чем для коммерческой эксплуатации в качестве пассажирского судна. Для последнего требуются совсем иные решения, и они есть.
НА КРЫЛЬЯХ
Итак, идея поднять корпус судна над водой за счет подводного крыла, родилась давно. Первые эксперименты дали весьма обнадеживающий результат, и уже 9 сентября 1919 года судно на подводных крыльях Белла и Болдвина HD-4 поставило мировой рекорд скорости – 114 километров в час. Этот рекорд держался долго. До Второй мировой войны экспериментальные корабли подобного типа успешно строились, но в серию не шли. Что-то все время было нет так… Расчеты не сходились с результатами.

Перед самым началом войны советский конструктор Ростислав Алексеев открыл закономерность между хордой (шириной) подводного крыла и возникающей при их движении подъемной силой. Это позволило в 50-е годы XX века создать в СССР научно-техническую базу для серийного производства судов на подводных крыльях.
За основы своих конструкций Алексеев взял частично погруженное крыло. Существует и другой тип крыла – полностью погруженное, но оно требует постоянного вмешательства в управление, что для кораблей докомпьютерного периода техники было неудобно. Так вот, крыло Алексеева не имело подъемную силу только в эксплуатационном режиме, причем, уравнивающую вес судна. Соответственно, не оно поднимало корпус из воды, а дополнительные крылья, которые во время скоростного режима движения находились над водной поверхность. В водоизмещающем же режиме крылья вообще движению судна не мешали.

Строительство кораблей на подводных крыльях развернулось сразу на нескольких предприятиях СССР, и в короткий срок на водные просторы страны вышли корабли самого разного класса. От речных и морских модификаций «Метеоров», до специальных, приспособленных для мелководья, типа «Полесье».
Были среди них и уникальные, как, например, «Буревестник» с двумя газотурбинными двигателями от самолета ИЛ-18 и расчетной скоростью в 150 километров в час. Правда, быстрее 115 км. в час его не разгоняли. Почему? А потому что и у судов на подводных крыльях есть ограничения.
Например, кавитация. Это явление возникает на скоростях движения свыше 100 км. в час. На поверхности подводного крыла есть зоны разряжения, в которых из воды начинают выделяться пузырьки растворенных газов при достижении судной определенной скорости, поскольку разряжение в этих зонах растет вместе со скоростью потока. Эти пузырьки не только портят гидродинамику, но и буквально разъедают саму поверхность крыла. Впрочем, сверхскорости кораблям на подводных крыльях не сильно и нужны, а иногда даже вредны. Например при прохождении изгибов рек скорость судна и так приходится ограничивать, да и еще учитывать снос… Да и вообще движение на больших скоростях требует повышенного внимания. Иное дело – экраноплан, но это уже другая история.

А корабль, движущийся со скоростью автомобиля, очень привлекательное транспортное средство. Особенно при налаженном серийном производстве. Вот почему советские «Ракеты» и «Метеоры» так хорошо шли на экспорт. И сейчас их покупают, правда, старые и даже списанные. Вот и становится их все меньше на наших водоемах.

И вот, совсем недавно узнал. Оказывается, производство кораблей на подводных крыльях в России возобновилось. Уже заложены корпуса шести судов типа «Комета 120М», на днях спустят на воду речной трамвайчик «Валдай 45Р», готов к закладке и ждет заказчика проект океанского газотурбохода «Цикло 250М». Это радует и вселяет надежду.

И, может быть, к нашему причалу когда-нибудь начнет ходить небольшой, но рентабельный пассажирский теплоход на подводных крыльях. Все-таки у моря живем…
Tags: Мишкина проза, ссылки, статьи
Subscribe

  • Исходный материал для творчества

    Занялась перебиранием рундука в прихожей. Пытаюсь понять, что делать со старой курткой - не могу я просто так выбрасывать одежду, рука не…

  • Вот чего нашли

    Бородино, 1992 год. И сейчас мы уже знаем продолжение романа, а в некоторых случаях - и окончание... Жизнь все-таки куда круче самых интересных книг.…

  • В Александрии

    Шуршать там, конечно, уже почти что нечем. Но вот. Объясняю последнюю фразу поста - дело в том, что этим летом мы с Гошкой были в Петергофе, как…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments