merelana (merelana) wrote,
merelana
merelana

Category:

Рождение аэроглиссера

Еще одна Мишкина научно-популярная статейка, тоже из этого номера. Почему ставлю я к себе в журнал - потому что Шерп в некоторых отношениях скромен.
Живет тут
http://terastudio.com/rozhdenie-aeroglissera/




РОЖДЕНИЕ АЭРОГЛИССЕРА


Удивительно, но сейчас аэроглиссер встретишь куда чаще дирижабля. Очень модное это средство передвижения, а часто просто незаменимое. Особенно для биологов и охотников, в тростниковых болотах, в приполярных снегах. Есть просто со скользящим днищем, есть на «воздушной подушке». Прогулочные, спасательные, военные…
Суть же одна – лодка с глиссирующим корпусом и мотором, снабженным толкающим воздушным винтом.


Граф Фердинанд фон Цеппелин, прохаживаясь по берегу Боденского озера, где располагалось его имение, созерцал воды и небеса. При этом романтическая часть его натуры парила в облаках, патриотическая рассуждала о величии отечества, и все это, объединенное могучим гением изобретателя, направляло практический немецкий ум графа на решение одной единственной технической задачи.
А задача казалась на первый взгляд простой: на гигантских дирижаблях графа Цеппелина горизонтальное движение обеспечивали воздушные винты, вращаемые двигателями внутреннего сгорания. Шел 1907 год, аэродинамика, как наука, находилась тогда в зачаточном состоянии, рассчитать винтомоторную группу было еще невозможно, а поднимать каждый раз наполненный водородом огромный и дорогой аппарат для этой цели очень уж рискованно и накладно.
Взгляд графа рассеяно скользил по глади озера, и вдруг… « Да, есть простое решение! Я установлю двигатель с пропеллером на лодку», - догадался изобретатель. Через несколько дней деревянное судно, оснащенное двигателем и воздушным винтом, уже резво носилось по озеру, распугивая местных птиц.
Так, между делом, граф Фердинанд фон Цеппелин изобрел аэроглиссер. Он никогда не претендовал на авторство этого изобретения, просто забыл о нем, оставшуюся жизнь его влекло только небо...


АЭРОСАНИ
Как известно, одной из двух основных проблем в Росси всегда являлись дороги. Зато снежных просторов и изобретателей у нас всегда хватало. До революции не было традиции отправлять изобретателей поближе к тем самым просторам в «закрытые территории», поэтому идея установки двигателя с воздушным винтом на сани и была выдвинута московским инженером Сергеем Неждановским еще в 1905 году. А первые аэросани были построены на московском заводе «Дукс» Ю. А. Меллером и А. Д. Докучаевым в 1907 году. И уже в 1912 году на Русско-Балтийском заводе начался серийный выпуск аэросаней.
Европа очень быстро сообразила, что иметь столь необычное средство передвижения в ближайшем будущем может оказаться кстати. Не то чтобы Германия, Франция или Австрия сильно страдали от снежного бездорожья, но, как знать? И точно, началась Первая мировая война, и экзотические машины стали боевыми. Они перевозили солдат, эвакуировали раненых, производили разведку.

А что в России? А в России произошла революция, и сразу после нее интерес к аэросаням возрос многократно. Даже конкурсы на лучшие самодельные конструкции проводили, гонки устраивали. Арктику и Заполярье просто необходимо осваивать! А Сибирь? Аэросани конструировал даже А. Н. Туполев. Его цельнометаллические АНТ-IV, АНТ-VII и АНТ-X строились серийно. И это еще в конце 20-х годов!

Не мудрено, что к началу Великой Отечественной войны в СССР уже существовали и военные аэросани. Причем, как боевые, вооруженные пулеметами, такие как РФ-8 или НКЛ-26, так и транспортно-десантные (НКЛ-16). Недостаток самолетов в начале войны позволил пересадить определенное количество обученных пилотов и механиков на аэросани. Летом 1942 года аэросани стали ставить на колеса вместо лыж. Получился аэромобиль.
За время войны аэросани доказали свою эффективность, так что после ее окончания в СССР продолжали и разработку и постройку. В 60- годы вообще был бум аэросанного строительства. Причем, не только профессионального. Кто впервые придумал переделать тракторный мотор «пускач» ДП-10 под аэродвижитель – неизвестно, но именно такая самоделка легла в основу большинства любительский конструкций. А еще книга Ювенальева Игоря Николаевича «Аэросани».

АЭРОМОБИЛЬ
Казалось, замени лыжи аэросаней на колеса, и уже готов аэроавтомобиль, или аэрокар, или, как его… Короче, автомобиль с пропеллером. На самом же деле все было не так. В 1913 году французский инженер Марсель Лейя представил миру свой первый автомобиль с аэродвижителем. Внешне данная конструкция представляла собой скорее самолет без крыльев и хвостового оперения, но на больших колесах. Винт у автомонстра был тянущий, находился впереди перед кабиной, имел кольцевое ограждение.
При всем изяществе конструкции и высоких скоростных характеристиках она нигде не привилась. Почему? Об этом позже.

АВИАПОЕЗДА
Первый аэропоезд назвался Schienenzeppelin, поострил его в Германии Франц Крукенберг в 1930-м году. Их вообще кто только не строил. И во Франции, и в США, и в СССР. Сначала с винтами строили, потом и с реактивными двигателями. В конце концов отказались от них совсем. Правда, они все же сохранились в виде вагончиков – фуникулеров как аттракцион в луна-парках.

УНИВЕРСАЛЫ
Идея «сменной обуви» для аэросаней появилась как-то сама собой. Действительно, заменил лыжи на поплавки, вот тебе глиссирующий катамаран. Поставил колеса – аэромобиль. Такое решение и применили в свое время советские конструкторы на серийных аэросанях «Север» (лыжи – колеса) и КА-30 (лыжи-поплавки). КА-30, кстати, до сих пор местами еще носится по сибирским снегам и рекам.
Туполевское конструкторское бюро вообще решило вопрос радикально. Их амфибия А-3 просто имеет скользящий корпус, что позволяет ей ездить и по болоту, и по снегу, и по воде.

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ
Простота трансмиссии - основное достоинство конструкций с аэродвижителями. Собрал мотораму, установил ее вместе с двигателем, редуктором и винтом на шасси – готово! Кроме того эффективность аэродвижителя не зависит от характеристик грунта, что и позволяет использовать такую технику в условия бездорожья. Особенно на замерзающих реках, где естественная дорога идеальна летом и зимой.

Недостатком же является сам винт. Он нуждается в ограждении, иначе становится опасным. Он создает шум, поднимает пыль. По этой причине для шоссейных дорог общего пользования такая техника малопригодна.
Кроме того у воздушного винта КПД значительно ниже, чем у колеса или даже винта гребного. По этой причине снегоходы с гусеницами вытесняют аэросани. По этой же причине аэросаням сложно преодолевать углы подъема боле 20 градусов.
Скольжение по снегу, это хорошо, а если кочка или пень? Воздействие на лыжи или скользящий корпус у аэросаней требует применения особо прочных материалов и приспособлений для амортизации.


НЕОЖИДАННО
Иду я как-то по проселочной дороге, а навстречу мне мопед. Проехал мимо, обдал ветерком, развернулся и остановился. Вот тут я и пожалел, что мобильник у меня без камеры. Мопед оказался обычным с виду велосипедом, и около него, опершись о раму, стоял и ехидно улыбался мужчина лет тридцати. На багажнике его велосипеда была прикручена аккумуляторная электродрель с китайским пластмассовым винтом. Он объяснил: «Раньше от газонокосилки движок был, а винт самодельный, березовый. Сейчас вот это поставил. Без лишнего шума и копоти. На полчаса ходу хватает, а мне больше и не надо».
Даже и не знаю, что бы сказал по этому поводу граф Фердинанд фон Цеппелин...

Tags: Мишкина проза, авиация, история техники, наука
Subscribe

  • Вот чего нашли

    Бородино, 1992 год. И сейчас мы уже знаем продолжение романа, а в некоторых случаях - и окончание... Жизнь все-таки куда круче самых интересных книг.…

  • Дайте нюхнуть дерьмеца

    Я тут опять обретаюсь на дзене. Дайте нюхнуть дерьмеца! Я постоянно путешествую общественным транспортом. Иногда это бывает приятно. Но порой…

  • Картины на городских улицах

    "Горгону! нежно люблю. Молодцы ребята, и город наш стал ярче и интереснее, когда они взялись за дело. Космически-военная тематика - окраина…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments