merelana (merelana) wrote,
merelana
merelana

«ВОСТОК»

Стало быть, с Днем Космонавтики! Я тут еще пару постов на тему напишу, потому что действительно очень хороший праздник. Пока что - Мишкина статейка про "Востоки". Выйдет завтра, на сайте уже живет тут
http://terastudio.com/vostok/



«ВОСТОК»
Свои долгожители бывают и в мире техники. Взять, например, самолет АН-2, которому так и найти подходящей замены не только у себя на родине, да и нигде в мире. Даже проще, как керосиновая лампа или велосипед. Можно сколько угодно совершенствовать конструкцию, но лучше она уже не станет. Это еще называют «классикой».
Такой классикой стала в свое время и королёвская ракета Р-7. В различных модификациях она выводила на орбиту и первые спутники, и первых космонавтов, да и нынешние «Союзы» взлетают именно на таких ракетах. Надежная, проверенная, безотказная «лошадка» с хорошей родословной.

По программе первых пилотируемых полетов под эту ракету был создан космический корабль «Восток». Собственно, первый официальный полет он осуществил под именем «Спутник-5», когда поднял на орбиту и вернул на Землю собак Белку и Стрелку. Причем, летал такой корабль и раньше, а вот удачный полет тогда состоялся впервые. Дальше было много пусков с собаками и манекенами, и, наконец, стартовал первый «Восток», который пилотировал Юрий Гагарин.

Следует заметить, что корабли «Восток» сильно отличались от американских космических кораблей по устройству. Главное отличие происходило от того, что кабина советского корабля проектировалась «с нуля» и с максимально возможным комфортом для космонавта-исследователя. Кабина же всех американских капсул до «Аполлонов» проектировалась по схеме кабины самолета-истребителя.

Кроме того, система посадки и аварийного спасения на «Востоках» включала в себя этап катапультирования, а сама посадка могла происходить на любой участок земной поверхности. Американские же корабли были приспособлены для посадки исключительно на воду.

Программа пилотируемых полетов на кораблях «Восток» предусматривала шесть запусков, после чего на смену им пришли многоместные «Восходы». Но по сути своей эти корабли ничем не отличались от «Востоков», разве что:
Экипаж «Восхода-1» состоял из трех человек. Разместили их в той же кабине «Востока», но уже без скафандров и катапультных кресел. Соответственно пришлось изменить и схему приземления, исключить режим катапультирования удалось, применив реактивную тормозную установку, уже внедренную в армии для десантирования военной техники. Полет был предельно рискованный, и имел целью исключительно поддержание государственного престижа. К счастью, тогда все обошлось благополучно, но полеты без скафандров дорого обошлись в дальнейшем.

«Восход-2» был тем же самым «Востоком», но оснащенным шлюзовой камерой для выхода в космос. Катапульт на нем также не устанавливалось, а применялась такая же система, что и на «Восходе-1». На этом история «Восходов» заканчивается, но не заканчивается история «Востоков».

Разработка посадочного модуля для советской лунной программы тоже включала в себя один из вариантов, где носителем была все та же Р-7, а за основу самого модуля брался одноместный «Восток», оснащенный сбрасываемой посадочной платформой и шлюзом. Программа, как известно, была закрыта, и этот корабль в космос не летал. Зато летали другие.

В одно время с пилотируемыми «Востоками» на орбиту выводили и совершенно аналогичные беспилотные фоторазведчики. Такие корабли имели название «Зенит» (не путать с одноименной ракетой), вместо катапульты в них находился блок с фотоаппаратурой, которая после съемки возвращалась на Землю уже известным нам способом. Иногда эти же самые корабли назывались «Космос» с соответствующим. Летали они до 1994 года.

Все эти корабли имели практически одинаковую компоновку. Бортовая аппаратура питалась от аккумуляторов. Электроника же и прочая «начинка» постепенно совершенствовались.

Несколько иначе выглядел «Космос-110». То есть, это был все тот же «Восток», но уже с солнечными батареями. И предназначался он для биологических исследований в условиях длительного космического полета. Биологические объекты для исследований выбрали вполне традиционные. Ими стали собаки Ветерок и Уголек. А еще крысы. Причем, часть из них летала в центрифуге (имитаторе гравитации). Полет длился 18 суток, рекордная продолжительность для того времени.

Между тем при знакомой уже компоновке корабли совершенствовались. «Зениты», например, научились маневрировать на орбите, чего «Востоки» не умели. А вскоре появились и «Фотоны».

«Фотон» представляет собой многофункциональную платформу для технических, биологических и прочих научных исследований. На нем выращивают кристаллы в условия невесомости, синтезируют уникальные химические соединения, испытывают технику. Фактически, это космический универсал, сделанный из того же «Востока». Чисто для биологических исследований сейчас создана специальная модификация такого корабля. Она называется «Бион».

Сочетание ракеты-носителя Р-7 с кораблем «Восток» оказалось очень живучим. Что и говорить, удачная конструкция, являющаяся совершенной для своего назначения. Вот и живет уже более полувека. Говорят, что скоро ракету Р-7 заменит «Ангара», значит, придумают что-нибудь и вместо «Востоков». Может быть и заменят, а может, дополнят — вопрос пока не решенный.
Михаил Поляков
Tags: Мишкина проза, авиация, ссылки, статьи
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Исходный материал для творчества

    Занялась перебиранием рундука в прихожей. Пытаюсь понять, что делать со старой курткой - не могу я просто так выбрасывать одежду, рука не…

  • Вот чего нашли

    Бородино, 1992 год. И сейчас мы уже знаем продолжение романа, а в некоторых случаях - и окончание... Жизнь все-таки куда круче самых интересных книг.…

  • В Александрии

    Шуршать там, конечно, уже почти что нечем. Но вот. Объясняю последнюю фразу поста - дело в том, что этим летом мы с Гошкой были в Петергофе, как…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments