merelana (merelana) wrote,
merelana
merelana

Category:

Парк скульптур становится реальностью

Материал мой про симпозиум ландшафтной скульптуры - ну, я про него уже писала немного. Вышел сегодня, на сайте живет тут

http://terastudio.com/park-skulptur-stanovitsya-realnostyu/


Парк скульптур становится реальностью


Очень скоро в Сосновом Бору появится очень красивый сквер. Вернее, сквер уже есть – возле магазина «Ленинград»,там и дорожки проложили, и скамеечки поставили, и даже освещение поменяли. Но то, что могло бы сделать обычный скверик достопримечательностью, пока еще не готово. Участники симпозиуме ландшафтной скульптуры еще делают свои работы. И в субботу у сосновоборцев была возможность посмотреть, что же происходит на промышленной площадке фирмы «Спецхиммонтаж».

Мы едем, едем, едем…
В два часа к Художественному музею современного искусства подошел автобус. Желающих отправиться в гости к скульпторам было много, но в основном все же пришли дети – учащиеся старших классов Детской школы искусств им.О.А. Кипренского. Им, конечно, общение с известными мастерами чрезвычайно полезно, но жаль, что остальные горожане в основном проигнорировали уникальную возможность. Ведь такой симпозиум проводится впервые не только в Сосновом Бору, но и в Ленинградской области.
В большинстве своем сосновоборцы, конечно, не раз бывали в промзоне, поэтому привыкли некоторых вещей не замечать. Однако тех, кто ехал в «Спецхиммонтаж» впервые, живо заинтересовал вопрос – а как же по столь тряской дороге повезут произведения искусства, каждое из которых вместе с постаментом весит не менее двух тонн? Председатель Сосновоборского отделения Советского фонда культуры Ю.М. Иваненко ответил: способы есть – и те, кто повезет скульптуры, постараются их не повредить.

На площадке
Площадка «Спецхиммонтажа» была выбрана для симпозиума не случайно. Предприятие выиграло конкурс в том числе и потому, что здесь можно было создать оптимальные условия для работы скульпторов. Пять человек, высекающих свои творения из кусков гранита – материала довольно твердого – свободно разместились под навесами. Правила техники безопасности довольно жесткие. Рабочие площадки должны находиться на определенном расстоянии друг от друга, чтобы кусочки камня случайно не попали в коллег. Да и вылетающая из-под «болгарки» гранитная крошка тоже может сильно помешать соседям. При работе обязательны защитные средства – очки, шлемы, наушники.
Площадка хорошо охраняется, предприятие может в случае необходимости обеспечить каменотесов необходимыми инструментами. Словом, условия для работы, по мнению участников симпозиума, весьма достойные.
К сожалению, сейчас для подобных работ применяются исключительно импортные инструменты. За последние два десятилетия российские технологии производства сверхтвердых инструментов практически полностью утрачены. А ведь такие инструменты у нас делали, в том числе и в Сосновом Бору. Может быть, кто-то из ребят, приехавших на экскурсию, сумеет через несколько лет их восстановить? И клей для гранита тоже покупается за границей, хотя и его у нас когда-то выпускали…
А вот камень – самый что ни на есть отечественный. Четыре глыбы привезли из Выборга, одну из Башкортостана. Скульпторы сами ездили выбирать то, что им нужно. Увидеть в куске гранита будущую скульптуру – самое главное, а дальше уже от нее начинают отсекать ненужное.

От замысла – к произведению
Первым встречает гостей петербургский скульптор Алексей Архипов. Он - потомственный скульптор. Этим видом искусства занималась его мать, а отец занимается и сейчас. Эскиз композиции, которая будет стоять в Сосновом Бору, они делали вместе.
- По сути это – совместная работа, - рассказывает Алексей Андреевич. – Отец предложил эскиз, я его трансформировал применительно к условиям, потому что гранит требует к себе особого отношения, очень осторожного. Чем дальше продвигается работа – тем большей аккуратности она требует. Цвет камня зависит от шлифовки. Работа Архипова «Двое» будет состоять из двух частей. Одна уже почти готова, другая – пока в виде фрагментов, которые еще предстоит скрепить.
На второй площадке расположился московский семейный дуэт – Илья и Павел Мишанины. На открытии эскиз представлял Илья, а на промплощадке о работе рассказывал его отец. Вообще в конкурсе участвовали скульпторы разных поколений, что сделало его особенно интересным. Учеников художественной школы интересует буквально все: от того, как появился замысел - до техники обработки гранита.
Скульптура, над которой сейчас работает петербуржец Олег Жогин, называется «Бабочка». Пожалуй, в техническом смысле это – самая сложная работа. Олег Леонидович рассказывает о философии своего замысла. Идея, что называется, многослойная – янь и инь, мужское и женское начало, день и ночь… При этом скульптура должна получиться изящной – как настоящая бабочка, присевшая на цветок.
На четвертой и пятой площадках расположились самые молодые участники – Кирилл Греков, сейчас работающий в Таллине, и Майя Семенова. Свою каменную сову Кирилл Греков уже шлифует, уже понятно, как она будет выглядеть. Работа Майи тоже близится к завершению. По мнению Майи, темы, предложенные для симпозиума, задают направление, но не ограничивают творческую мысль художника.

Остальные стороны медали
Новые скульптуры – это всегда интересно. Но, как рассказал один из инициаторов проекта Ю.М. Иваненко, не менее важно определить место, где они будут стоять.
Вокруг того, куда поставить скульптуры, развернулась самая настоящая баталия. Была идея разместить их в разных уголках города. В качестве основной площадки обсуждался и сквер около «Таллина» - идея не сильно удачная, потому что сквер находится фактически в яме, и скульптуры будут просто не видны.
Победило в конце концов предложение сделать парк скульптур у «Ленинграда». Скоро этот сквер станет сосновоборской достопримечательностью. Ямы под фундаменты уже готовят.
Есть идея повторить симпозиум – может быть, в следующем году, потому что у нас в городе есть еще несколько мест, где можно создать такие парки. Но это зависит от многих обстоятельств.
Возник и вопрос, а что будет с остальными эскизами? Горожане, интересующиеся искусством, хотели бы их увидеть. На это Ю.М. Иваненко ответил, что выставить эскизы на сайте оргкомитет не может из соображений авторского права, а вот устроить разовый показ – вполне реально, тем более что эскизы есть очень интересные.
Скорее всего, показ будет приурочен к лекции о медальерном искусстве, которую согласился прочитать Алексей Архипов – признанный мастер этого жанра. Кроме того, авторам проектов, которые не стали победителями в этом году, но очень понравились членам жюри, будет предложено участвовать в следующем конкурсе, который непременно состоится – если не в следующем году, то через некоторое время.
Ирина ПОЛЯКОВА




Tags: Сосновый Бор, культура, ссылки, статьи
Subscribe

  • Немного петергофских красот

    Побывали тут на днях в Луговом парке в Петергофе. Вообще - мой любимый парк. Да какой у меня нелюбимый, особенно осенью? Короче, парк прекрасен. До…

  • Встреча краеведов в Стрельне

    Меж тем в полном разгаре фестиваль "Петергоф Литературный" - "ПетЛи". Вчера были в Стрельне, в Библиотеке семейного чтения им. Юрия Инге. Говорили о…

  • Земля непокоренных

    Моя статейка на дзен Земля непокоренных Я живу там, где был когда-то Ораниенбаумский плацдарм. Мы с этим выросли - и история изучения плацдарма…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments