merelana (merelana) wrote,
merelana
merelana

Category:

Поднять паруса!

Моя статья про сосновоборский яхт-клуб. Вышла вчера, на сайте живет вот тут
http://terastudio.com/podnyat-parusa/



Поднять паруса!


Навигация в Финском заливе близится к концу, и сейчас самое время вспомнить ушедшее лето и поговорить о насущных морских делах. В жизни Соснового Бора в июле произошло важное событие – впервые за много лет у городского пирса пришвартовались несколько десятков яхт. Один из этапов регаты «Кубок пяти портов» финишировал в нашем городе. Что еще важно, в регате участвовали сосновоборские спортсмены. Целых два судна. И успешно участвовали – завоевали несколько наград.

Сухопутный город у моря
Жизнь сосновоборского яхтсмена легкой не назовешь. Протекает она в борьбе не столько с морской стихией, сколько с сосновоборской спецификой. Сосновый Бор за последнюю четверть века как-то позабыл, что он стоит на берегу, что когда-то все жители территории, где сейчас стоит город, умели управлять лодкой, что процветали в этих краях и каботажное судоходство, и парусный спорт. И даже люди, которые приехали сюда строить ядерные объекты и работать на них, обрадовались возможности жить у моря и в свободное от основной работы время заниматься традиционными морскими делами.

Перспективы виделись замечательные, и даже городской пирс строился именно для яхт-клуба. Сейчас у пирса в лучшем случае стоят два-три кораблика, его целиком и полностью оккупировали рыбаки и любители пикников. В городе остался единственный яхт-клуб, который занимает крошечный участок в устье Коваша – и участок этот постоянно выставляется на торги.

Славное прошлое
- В 1973 году, когда формировался коллектив работников первого энергоблока, появилась и яхтенная секция, - рассказывает капитан яхты «Ингрия» Виталий Владимирович Шкаробуров, фактически один из первых яхтсменов в нашем городе. – В секции было семь или восемь человек. Яхтсмены НИТИ, родоначальники парусного спорта в Сосновом Бору, предоставили корпус яхты класса «Дракон». Мы начали ее ремонтировать и вооружать. За два года привели в порядок. С этого и началась история яхт-клуба.

- А что было дальше?
- Потом мы пошли к руководству с просьбой выделить денег для приобретения судов – и постепенно начали закупать новые суда на Ленинградской судоверфи. В 1976 году купили большую яхту, назвали «Ингрия», приобрели еще несколько судов. Через яхт-клуб прошло немало людей.

Это был золотой век сосновоборского парусного спорта. Яхтсмены осваивали морские науки, участвовали в регатах, главной из которых был Кубок Балтики, устраивали морские прогулки для горожан, ходили на острова Финского залива, на Ладогу. Ни один официальный визит высокопоставленных делегаций не обходился без морской прогулки. Яхт-клуб тогда находился на территории атомной станции.
-С появлением в городе подразделения подводников, - продолжает Виталий Владимирович, – секцию возглавил Анатолий Матвеевич Пупышев. И он по договоренности с Центральным военно-морским клубом сумел получить довольно большое количество яхт. Например, два «Дракона», два «Темпеста», два «Финна».
- Это олимпийские классы тех лет…

- Принцип был такой. Если тот или иной олимпийский класс просуществовал два-три сезона – его меняли. Суда остаются, спортсмены высокого класса не хотят на них ходить.
Это был солидный флот.
А потом настали 90-е – и все изменилось. Территория старого яхт-клуба попала в охранную зону ЛАЭС, и спортсменов оттуда попросили. Но выделили новый участок – на берегу Коваша. Яхт-клубы ЛАЭС и СУС объединились, клуб НИТИ прекратил свое существование. Поменялся коллектив – из «стариков» почти никого не осталось. Поначалу была возможность объединиться с секцией виндсерфинга, но финансирование прекратилось, руководитель секции, член сборной Советского Союза Александр Романов был вынужден сменить место работы – и секция исчезла из города. Какое-то время детским клубом занимался Олег Малыхин – на добровольных началах.
Предприятия, в том числе и Ленинградская атомная станция, стали избавляться от непрофильных активов. Что-то было передано городу, что-то вообще исчезло.
Яхт-клуб не исчез исключительно благодаря самим яхтсменам. Когда было принято решение продать яхт-клуб, спортсмены забросали письмами все инстанции. Уже к тому моменту они содержали суда, которые все еще считались клубными, фактически за свой счет. В конце концов яхты пришлось выкупить, поскольку вопрос стоял так – или выкупайте, или мы их продадим вместе с яхт-клубом

Непонятное настоящее
Сейчас в сосновоборском яхт-клубе несколько частных яхт. Яхтсмены поддерживают их в хорошем состоянии, хотя суда старые – по 30-40 лет.
- Сосновый Бор просто выпал из региона, - считает Сергей Леонидович Лобанов, капитан яхты «Шанс» (кстати, именно его яхта выиграла в своем классе первый приз в «Кубке пяти портов). – На всем побережье Финского залива парусный спорт бурно развивается.

Только в соседнем Ломоносове этим летом пришли три крупные парусные гонки, а были и Кубок Усть-Луги, и Балтийский морской фестиваль – всего не перечислить. В каждом более или менее крупном населенном пункте есть яхт-клуб и детская секция. Везде, кроме Соснового Бора, представители которого оказались на соревнованиях во многом благодаря коллегам из другого клуба.

- Крупная организация – яхт-клуб «Балтиец» - посчитала нужным привлечь к соревнованиям Сосновый Бор, - продолжает Сергей Леонидович. – Чтобы показать, что город тоже есть, что он стоит у моря. «Балтиец» организовал Кубок пяти портов – Санкт-Петербург – Кронштадт – Сосновый Бор – Приморск – Выборг. Хотелось показать сосновоборцам то, что город никогда не видел. Пришло двадцать пять яхт. В следующем году их будет, надеюсь, больше. Нас очень хорошо встретили, большой интерес проявило руководство города. Участвовали две сосновоборские яхты, и выступили достойно - «Ингрия» и «Шанс». Считаю, мы сделали большое дело – в течение десяти дней, без всякого финансирования со стороны, состязались на равных с опытными яхтсменами по международным правилам.

Кусок земли на берегу
Пирс, как и территория клуба, принадлежит Ленинградской атомной станции. Так уж сложилось исторически. К сожалению, он так и не стал тем, чем должен быть. Необходимых условий для яхтсменов (впрочем, и для команд любых других судов тоже) там нет. Да, на встречу регаты поставили туалеты и мусорные бачки, привезли воду. При наличии всего необходимого корабли к нам бы заходили чаще.
Но если это решаемо, то с остальным сложнее Яхта – это ведь не только красивый парус над заливом.

- Навигация у нас короткая, - объясняет Василий Васильевич Непокупный.– Всего четыре месяца. Все остальное время яхту надо содержать и ремонтировать. Для этого нужны помещения, которые находятся на территории яхт-клуба. Но нынешний собственник уже пытался продать этот участок за большие деньги. Нам уже объявили о создании на этой территории лаборатории внешней дозиметрии. В конце концов этот процесс придет к своему логическому завершению. И содержать яхты нам будет негде. И ремонтировать тоже.

Новые возможности для города
Для тех, кто в течение нескольких десятилетий поддерживает свои яхты и яхт-клуб, парусный спорт – не просто увлечение. По мнению капитана яхты «Блюз» Алексея Витальевича Илюхина, развитие Соснового Бора как морского города может очень многое дать горожанам.

По мнению Валентины Максимовны Икомашкиной, которая в яхт-клубе почти с самого начала и отлично знает не только яхты, но и другие водные виды спорта, когда-то процветавшие в нашем городе, природные условия для развития детского парусного спорта в Сосновом Бору - идеальные. Но заниматься негде. Как следствие – морского воспитания юные жители приморского города не получают. У сосновоборских подростков нет даже элементарного чувства уважения к кораблям – а откуда ему взяться? Подавляющее большинство горожан даже не подозревают о том, что в Финском заливе есть острова – ну, вспомнят Котлин в лучшем случае. Увидев корабль, пришвартованный к пирсу, подростки нередко берутся его ломать. Яхтсмены вынуждены днем и ночью, по очереди, охранять свои яхты на пирсе. Люди не привыкли с благоговением относиться к кораблям, как это бывает в портовых городах...

Бывало, председатель яхт-клуба просто приглашал в клуб старшеклассников и учащихся ПТУ – на экскурсии. И несколько человек всегда оставались. Сейчас, как говорит председатель яхт-клуба, капитан яхты «Азард» Михаил Иванович Литвинов, такой возможности нет – ребят приглашать некуда. А ведь хороший капитан не появляется из ниоткуда – курс обучения занимает 10-12 лет.

Вопросы без ответов
Почему мы, так привыкшие гордиться тем, что все у нас лучшее, опять оказались позади планеты всей? И что надо сделать, чтобы переломить ситуацию? Для начала – оставить яхт-клубу его территорию. Наверное, можно как-то скорректировать планы, договориться с руководством «Росатома». Может быть, передать клуб городу – к примеру, в Детско-юношескую спортивную школу. Было бы желание. Примеры такие есть – «Ювента», которая сейчас является муниципальным детско-юношеским клубом, образовалась из ведомственных турклубов, и занимаются там не только дети, но и взрослые. Есть подобные примеры и в других городах.
В маленьком Приморске секция появилась всего несколько лет назад – а ребята уже привозят призовые места с крупнейших соревнований, получают гранты Географического общества. Не говоря уже о том, что дети, занимаясь ремонтом яхт, осваивают основы сразу нескольких профессий. Яхт-клубы работают даже в приморских деревнях.

Вопрос престижа
Россия, утратившая было свои позиции в 90-е, в нулевые снова стала морской державой. Многие крупные корпорации стараются, что называется, быть в тренде, поскольку иметь свой флот сейчас очень престижно. К примеру, в Кубке Усть-Луги вообще участвуют только корпорации – «Газпром», «Российские железные дороги» и прочая, и прочая… А вот корпораций, которые солидно представлены в Сосновом Бору, там почему-то нет…

Зато в многочисленных регатах, которые все лето проходят в Питере и окрест, сосновоборцы участвуют. Есть еще сосновоборские яхты - «Ника» и «Инок» (капитаны А.А. Карманов и Н.Н. Марков). Попадают сосновоборские яхтсмены и в другие экипажи. Зачастую ездят заниматься любимым спортом в Санкт-Петербург, Ломоносов ... Потому что в городе условия для этого весьма ограниченные. Не пора ли и Сосновому Бору превращаться в настоящий морской город? Время пришло.
Ирина Полякова

.
Tags: Сосновый Бор, море, ссылки, статьи
Subscribe

  • Исходный материал для творчества

    Занялась перебиранием рундука в прихожей. Пытаюсь понять, что делать со старой курткой - не могу я просто так выбрасывать одежду, рука не…

  • Вот чего нашли

    Бородино, 1992 год. И сейчас мы уже знаем продолжение романа, а в некоторых случаях - и окончание... Жизнь все-таки куда круче самых интересных книг.…

  • В Александрии

    Шуршать там, конечно, уже почти что нечем. Но вот. Объясняю последнюю фразу поста - дело в том, что этим летом мы с Гошкой были в Петергофе, как…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments