merelana (merelana) wrote,
merelana
merelana

Categories:

Лужицкий венок

Статья моя про праздник в Лужицах. Надеюсь, никого из хороших людей не забыла. :))) В газете выйдет завтра, на сайте уже живет тут
http://terastudio.com/luzhitskij-venok/#more-7077


Да, кстати. Говорят, что среди приехавших гостей была какая-то компашка, которая привезла газеты со статьей "Надо ли сохранять Лужицы?". Одна из жительницы Лужиц видела пачку газет. Раздавать ее, надо полагать, не решились. Сильно подозреваю, что присутствовала какая-то проплаченная группа - в том, чтобы Лужицы и Краколье снести, заинтересованы весьма крупные корпорации. Да такие вещи везде бывают. На митинге в Петергофе, помнится, была нанятая группа, которая ходила с плакатиками - как жителям Петергофа будет хорошо, если там воткнут огромный микрорайон многоэтажек. У нас - во время публичных слушаний по ПЗРО такая же группа стояла с плакатиками вроде "Даешь ПЗРО". У корпораций-то деньги есть. Ну да ладно, не рискнули раздавать - значит, у жителей Лужиц сила есть. А мужества им не занимать.




ЛУЖИЦКИЙ ВЕНОК

Деревня Лужицы. Рядом – крупнейший порт Усть-Луга, а в Лужицах – тишина, густой лес и чистая, хотя и небольшая речка. Здесь и по сей день еще можно услышать водский язык – и становится понято, что водь, о которой писали древние летописцы, не превратилась в легенду. Это – живой народ, хотя и самый малочисленный в Ленинградской области. Строительство крупного порта поставило его существование под угрозу, поскольку в зоне строительства оказались две водские деревни – единственные на всем свете населенные пункты, где вожане живут компактно, могут хранить свою культуру и хотя бы изредка общаться на родном языке.



Было немало писем во все инстанции с просьбой сохранить деревни Лужицы и Краколье. Удалось кое-чего добиться – во всяком случае, информация, что Краколье сносить не будут, прошла. Но вожанам по-прежнему угрожает полная ассимиляция, и для того, чтобы этот народ мог сохраниться как единая общность, нужны экстренные меры как минимум на региональном уровне. Развитие территорий неизбежно и необходимо, но и терять культурное и историческое наследие тоже нельзя, тем более что оно тоже может стать основой для развития.

Вожане всеми силами стараются сохранить свою культуру. В Лужицах есть музей водской культуры, появился учебник водского языка. При желании водский можно выучить и сейчас – в музее или в Центре культуры коренных народов Ленинградской области. Но сейчас речь идет о том, чтобы старую школу в Краколье превратить в этакий водский культурный центр.

Пока же вожане стараются сохранить то, что у них есть. И увидеть прекрасные костюмы и интересные изделия народных промыслов, а также послушать водские песни можно на традиционном сельском празднике «Лужицкая складчина», который проходил в минувшую субботу.



Пятьсот и шестнадцать

В этом году деревне Лужицы исполнилось 516 лет. Это официально, из финансовых документов начала XVI века. Но, прежде чем попасть в писцовые книги, деревня существовала еще какое-то время. Жители ее, как и все остальные обитатели побережья, жили в основном рыбной ловлей. Но были в ходу и скотоводство, и земледелие, и различные ремесла. Водскими изделиями ручной работы до сих пор восхищаются посетители этнографических музеев, но некоторые из них и до сих пор можно видеть в домах в Лужице, Краколье, а то и в Кингисеппе или Санкт-Петербурге. Люди уезжали из родных мест, потомки их говорили уже на другом языке, но хранили вышитые полотенца, вязаные дорожки, керамические миски и многое другое. Как выяснилось, именно изделия ручной работы дольше всего хранят память о том или ином народе. И в конце концов оказываются в музее.

«Лужицкая складчина» началась с вручения даров. Несколько экспонатов для музея привезла представитель областного комитета по местному самоуправлению Виктория Шаталова. Такие миски когда-то были во всех домах нашей многонациональной губернии, сейчас их почти не осталось. Старинное зеркало. Еще предметы, позволяющие лучше представить жизнь водского дома сто лет назад.

Основатель, директор, экскурсовод, хранитель музея – это все один человек, Марина Ильина. Уроженка Лужиц, музей для нее – и дело жизни, и хобби, потому что на основную работу она ездит в Кингисепп, а это полтора часа в один конец, и автобусы ходят редко. Но вечера и выходные она отдает музею. Раз за разом восстанавливает его. Музей дважды горел. В последний раз это был явно поджог – вспыхнул ярким пламенем в четыре часа утра, погибли почти все экспонаты, за исключением знаменитого водского круглого сундука – бочки с приданым. Подобная форма была придумана не случайно, а именно для подобных случаев – выкатить сундук с самым ценным мог даже ребенок. Когда-то самым ценным было приданое невесты. Сейчас – экспонаты музея.

Поджигателей не нашли. Казалось бы, кому и зачем может понадобиться поджигать музей, который и стоит-то на территории, на которую никто не может претендовать? Впрочем, насчет «не может претендовать» сказано не совсем точно – как раз было кому претендовать, если вспомнить, что в этом районе идет весьма интенсивное строительство. Основная же причина попыток уничтожить саму память о водском народе – та самая, что как коренной малочисленный народ водь пользуется определенными правами и по российскому законодательству, и по международному. В первую очередь это право на выживание – то есть сохранение языка и культуры. И тот, кто распоряжается землей, обязан с этим считаться.

Музей, однако, отстроили заново. Выяснилось, что в домах коренных вожан еще немало такого, что можно показать другим – и с помощью чего можно рассказать об истории и современной жизни этого народа. Музей – обычный сельский дом, именно такой, какой обычно строили в водских деревнях. Изба представляла собой этакий комплекс – сначала строилось одно помещение (зимняя изба), потом пристраивалась летняя изба. Когда сын женился, летнюю избу переносили и перебирали "на новый мох", а рядом с отцовским домом строили новую. В доме – все то, чем жила обычная водская семья. Здесь частенько собираются жители Лужиц – это своего рода культурный центр. Сюда же пришли и участники «Лужицкой складчин», многие из которых попалю в Лужицы впервые.



К цветку цветок…

У каждого народа есть свой символ. Даже несколько. Самый любимый цветок, например. У вожан он один, у ижор – другой, у финнов – третий. Вот и предложили ведущие праздника сплести венок. Плетение венков – традиционное девичье развлечение, имеющее очень практический смысл. Девочек учили плести венки с ранних лет, готовя таким образом и к плетению сетей, и к вышиванию, и к ткачеству – словом, ко всему тому, где нужны быстрые ловкие пальцы.

Вожане вплели в общий венок кипрей, он же – иван-чай. Традиция готовить чай из кипрея родилась в наших краях много веков назад. Кипрей возами везли к императорскому двору, потому что царская семья тоже была не чужда местных традиций, к тому же чай получается вкусный, не зря же он ценился не ниже лучших сортов китайского.

А вот ингерманландские финны всегда предпочитали кофе – точнее даже, кофейный напиток. И даже при устройстве на работу очень часто выбирали хозяина, который щедро угощал работников кофе. Кофейный напиток местного разлива делали их пережженного ячменя и цикория. Поэтому цветок цикория оказался и в общем венке.

Любимое растение ижор – рябина. Ее сажали возле каждого дома. А в традиционных узорах рябиновый мотив встречается довольно часто, да и красный цвет – один из основных. И еще ижорская делегация привезла ветку дуба – с самого старого дерева на Сойкинском полуострове.



Шире круг

Праздник совпал с днем рождения одной из величайших финно-угорских поэтесс – знаменитой Ларин Параске, которая напела знаменитому финскому исследователю ЭлиасуЛеннроту львиную долю калевальских рун. При этом историки до сих пор спорят, что она действительно узнала от предков, а что сочинила сама, ведь семья у нее была большая, а за каждую руну исследователь ей платил. Но теперь это неважно, Леннрот давным-давно это все систематизировал, и эпос стал одной из самых читаемых книг в мире. А исполнители посвятили ей концерт.

Начали его хозяева – детский водский ансамбль «Линнуд» и взрослый «Вожанка». Песни на языке, который когда-то звучал в этих краях букально везде, великолепны. Кажется, сама природа приветствует возрождение. С утра шел дождичек, а вот когда вышли выступать вожане – впервые за несколько дней выглянуло солнце. Одна из участниц концерта рассказала историю, что выступали ребята из «Линнуд» на каком-то празднике – и во время их пения в воздух поднялись аисты и начали над ними кружить. Гостей приветствовала Зинаида Савельева – жительница деревни. Она говорит на нескольких местных языках – водском, русском, финском, эстонском.

Ближайшие соседи вожан – ижора. Их тоже осталось мало. Живот они в соседнем Вистинском сельском поселении. Несколько песен и хороводов исполнили участники Общества ижорской культуры «Шойкула».

Финские коллективы представил один из основателей общества «Инкерин Лиитто» Арви Коркка . Гатчинский мужской ансамбль Hopeajarvi – украшение любого праздника. Софья Остонен в очередной раз покорила публику своим артистизмом. Ансамбли Talomerkit” и Piirileikki – веселые песни и зажигательные танцы. Чудесный получился праздник, радостный и искренний.



Угощайтесь, гости дорогие!

Праздник не случайно называется «Лужицкая складчина». Это действительно традиция сельских праздников – приносить к общему столу, кто чем богат. Впрочем, блюда по большей части были тоже традиционные, сделанные по историческим рецептам. Это и популярная в наших краях уха. И запеченная в деревенской печке свинина (водская печка практически ничем не отличается от русской). И рулетики из тонких пластиков свинины с запеченной внутри рыбой. И выпеченные дома лепешки. Словом, столы ломились от яств.

Да и посмотреть было на что. Народные мастера устроили самую настоящую выставку. Можно было и полюбоваться, и подарки купить. Как рассказала одна из организаторов праздника – и Общества водской культуры – Екатерина Кузнецова, «мы хотим, чтобы о нас знали; чтобы люди понимали, что водь – народ, который не скрылся в глубинах истории, а живет здесь и сейчас».

Ирина Полякова





Tags: краеведение, культура, ссылки, статьи
Subscribe

  • Астрономический календарь

    Всем хороша осенняя ночь. И темная, и звезды яркие, и богатое объектами небо октября. Вот только погода в этом году непредсказуема. И, опять же,…

  • Астрономический календарь

    Эх, одно событие прошло сегодня ночью. Но остальное еще будет АСТРОНОМИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ Вообще-то Вселенная благоволит к терпеливым. Если…

  • Астрономический календарь

    Жаль, что слишком часто небо в облаках. Но бывают просветы - и надеюсь, что мы что-нибудь поснимаем. А пока - Мишкин календарь Астрономический…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments