merelana (merelana) wrote,
merelana
merelana

Category:

О том, что всерьез задело

После той самой выставки Серова в Третьяковке тут и там мелькают посты распальцованных "интеллектуалов" с карикатурами, анекдотами про вырвавшееся из стойла быдло и прочая, и прочая. Я понимаю, что ко всему надо относиться с известной долей иронии - но, извините, прежде всего к себе, а не к другим. Поэтому меня несколько раз стошнило. Там даже не ирония, а высокомерная издевка - с явным и незаслуженным чувством собственного превосходства. Элита, б.

Лично я выросла не в пеленках с графской короной. Мои родители с огромным трудом получили высшее образование, поехали осваивать Сибирь и только с этого момента получили какой-то доступ к культурным ценностям. Потому что в детстве у них этого доступа не было. Бабушка вообще воспитывалась в детдоме, всю жизнь вкалывала то в шахте, то в литейном цеху - и в преклонном возрасте читала все подряд, потому что в детстве и юности ей было не до чтения. И родителям было не до культуры - картофельные очистки, испеченные на стенке печки, навсегда остались в памяти моей мамы. Какие там картины. И всю жизнь они мечтали о красивой жизни для нас с братом.

Символом красивой жизни было искусство. Нас таскали в Петергоф и Эрмитаж, отдали в музыкальную школу, покупали книги в немыслимых количествах - у нас и сейчас шикарные библиотеки "бумажных" книг. Да, мама с папой не всегда разбирались в жанрах и направлениях. И слишком сильного увлечения литературой или искусством не понимали и не приветствовали. Мы должны были стать технарями, обладателями современных профессий. Но то, что относится к красивой жизни, должно было нас сопровождать. И ни от одной минуты из своей жизни я не отказываюсь - и никому не отдам.

Все получилось чуть иначе, чем, вероятно, хотели мои родители. Элементы красивой жизни превратились во что-то совсем другое и более сильное - попросту засосало. Ну вот такой пример. Меня учили играть на пианино - но я до поступления в педучилище ни разу не была на концерте классической музыки. И в филармонию я попала ТОЛЬКО потому, что среди значительной части петербургской учащейся молодежи это было модно. Да, кое-что я знала. Но по-настоящему полюбила музыку именно тогда. А ведь это я была той самой провинциалкой, которая, по мнению авторов тех самых постов, должна сидеть в своей дерёвне. Потом было многое другое - институт, андеграундные тусовки, житье-бытье в Питере с его музеями, театрами и библиотеками, КСП, с соседями по коммуналке, среди которых попадались люди просто уникальные... Океан того, что я раньше получала строго малыми дозами. И таких, как я, было много - собственно, все наши родители принадлежали к тому поколению, которое оказалось обделённым - у моих мамы с папой были хотя бы картофельные очистки, а у их ленинградских ровесников не было даже этого.

Потом грянули девяностые. Они отличались от любой другой революции исключительно тем, что старый мир, конечно, разрушался, но на его месте, как выяснилось потом, никто и ничего строить не собирался. Об этом много сказано, на днях тут Шемякин очень хорошо все объяснил в одном из изданий. Вообще я бы охарактеризовала первые полтора десятилетия на постсоветском пространстве как массовый отказ от культурных ценностей. Примеров тому - несть числа. Уничтожение архитектурных памятников, подмена понятий, культивирование низового уровня восприятия и отрицание любого другого - это же все из одной оперы. Беда не в том, что порушили. Беда в том, что не построили достойного нового. Да и не собирались, потому что внятного ответа на вопрос, что делать, не было ни у кого.

И вот несколько лет назад ситуация начала ломаться. Люди вдруг оглянулись и почувствовали, что что-то не то. Как-то все это неправильно - то, что происходит. Начали активно протестовать. Против развала образования, против уничтожения исторических памятников - да все вы это видите. Но почувствовали еще и другую вещь - что что-то не то с культурой вообще. Что не так? В большинстве своем россияне пока не могут этого сформулировать. Но понимание, что культурные ценности необходимы и что они есть, постепенно приходит - я видела толпы людей, которые вылизывали территории исторических памятников, толпы работают у нас на реставрации форта - самых разных людей. с разным достатком. Тут тебе и владельцы престижных автомобилей из питерских автоклубов (народ далеко не бедный), и пенсионер без всякого автомобиля, и студент Политеха, и бывший офицер, и рамбовский или сосновоборский школьник...Кто-то знает, что тут происходило, кто-то просто заинтересовался, кого-то привезли друзья, потому что все ездят - и не исключено, что пришедший вслед за всеми заинтересуется этим до конца дней своих. Прецеденты были.

То же и с выставкой. Абсолютно никакой разницы. И знаете что? Я всегда в таких случаях вспоминаю одну знакомую моей бабушки - сибирячку, прошедшую войну, потом вернувшуюся в Сибирь. Вкалывала на стройке, воспитывала детей, было не до культуры. Но один раз выросший сын привез ее в Ленинград, и поехали они в Петергоф. И мы там встретились. И вот она замерла перед Самсоном... Я даже не знаю, как сказать. Как истинно верующий перед иконой, наверное. Замерла - и такой восторг в глазах... И вот сейчас все эти высокомерные, с позволения сказать. "авторы", предают эту замечательную женщину. Да и всех нас. В той очереди наверняка была такая же женщина. А может, мужик из маленького городка, приехавший в столицу на заработки. Потому что в той культурной среде, которая сейчас в основном есть, жить стало уже невозможно даже тем, кто не очень разбирается в тонкостях, но просто, как когда-то мои родители, хочет жить хорошо. И да, наверняка там были люди, у которых сработал стадный инстинкт. Ну так что? Если хотя бы одного случайного человека выставка задела - значит, все остальные не зря встали в эту очередь

Противен не "поэт", нашедший свою малограмотную, но высоко себя ставящую аудиторию, от него как-то ничего, кроме пошлости, ожидать и не приходится, - не авторы демотиваторов. Противны те псеводинтеллигенты, которые сейчас с большой охотой все это дерьмо тиражируют. Которые с поразительны (и совершенно безосновательным) высокомерием издеваются над стремлением, пусть и не всегда осознанным, к чему-то хорошему. Показывать пальцем не буду, сами знают. Отфренживать тоже не буду, но мнение свое имею право высказать.
Dixi.
Tags: культура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments