merelana (merelana) wrote,
merelana
merelana

Category:

О провинциальной культуре

Начну издалека. Один мой дальний родственник, человек весьма умелый и в высшей степени практичный, но почти неграмотный, обожал смотреть по телевизору балет. Он не знал композиторов, ни разу в жизни не был в театре, но как только у него появился телевизор - подсел на балет, и хоть ты что. На вопрос, чем ему нравится балет, он отвечал - ишь, как она ногой дрыгает. Во всем многообразии этого вида искусства он видел только одну черту - и имел на это полное право, потому что и его образование, и его жизненный опыт диктовали именно такое отношение. Это не хорошо и не плохо, это просто вот такой факт. Но значит ли это, что и все остальные должны так же относиться к балету - или любому другому виду искусства? Разумеется, нет. Восприятие формируется многими факторами. И чем больше в каком-то произведении заложено - тем больше людей найдут в нем что-то созвучное своему мироощущению. Помнится, мы очень много об этом говорили на бардовский форумах - еще во времена Ланцберга.

В провинции восприятие собственных культурных событий двоякое. Одна сторона - нет пророков в своем отечестве, все хорошее приходит извне. Вторая - Валенсия прежде всего. Примеров тому и другому найдется немало, но истина, как говорится, где-то рядом. Жители провинциальных городков, за исключением небольшщого количества совсем уж сумасшедших краеведов, чаще склонны к первому типу восприятия. Местные журналисты - ко второму. Да, мы очень часто преувеличиваем значение и качество того, что у нас происходит. Это, если хоите, инстинкт самосохранения, потому что провинциальная культура - тот цемент, на котором держится все остальное. Понятно, что самодеятельная певица из какого-нибудь клуба грибников - отнюдь не Монсеррат Кабалье, а незамысловатая песенка, которую она поет, сочинена ее соседкой. И чаще всего мы пишем, какие они молодцы и как все это замечательно. А они правда молодцы, потому что даже в самое простое бытовое действие вносят элемент творчества, как это всегда и было -и как должно, по идее, быть. Но значит ли это, что песня должна быть непременно плохой, а исполнительница - мазать мимо нот? Вовсе нет. То есть даже если качество в какой-то ситуации играет второстепенную роль, это не означает, что надо обязательно стремиться к тому, чтобы было плохо. Может быть хорошо - и должно быть хорошо. Сезария Эвора продолжала бы петь в своем кабачке, она не перестала бы быть самой собой, только писали бы о ней не самые крупные газеты мира, а месная газетенка, да слушали бы ее немногочисленные туристы, которых занесло на край земли. Дело не в качестве, а в раскрутке.

И вот тут я перехожу к своей любимой теме - той, что ближе к телу. О Сосновом Боре вообще и Андерсенграде в частности. Мы тут стали перерывать разные архивы - ну и начало всплывать. В самом начале своего существования родной мой город не только считался, но и был городом высокой культуры. Дело не в том, кто у нас бывал. А в том, что мы сами делали - тот самый уровень, который принято называть низовым, был у нас довольно высок. Да, я просмотрела кое-какие записи с праздников в том же Андерсенграде, например. Разных лет с разными руководителями. Со времен самого первого директора только не нашла. Да и помню я многое, чо там говорить. Если коротко - при Баженовой уровень всего был довольно высок. При всех сложностях того времени, а это девяностые в основном. При том, как мы тогда всем миром спасали Андерсенград - его надо было спасать уже. Были и публикации, и телерепортажи. Со временем выложу. И тем не менее, праздники проходили роскошно во всех смыслах.

В эпоху Соловьевой ситуация изменилась. У нее был пунктик - все для взрослых. То есть то, что сейчас называли бы 18+. В подробностях. Впрочем, ставить детские утренники она тоже не мешала, хотя программы для взрослых отличались порой редкой пошлостью. Но была и у нее одна замечательная черта - ее забабахи никак не сказывались на технической стороне. И в оформительском, и в музыкальном отношении все было вполне достойно.

Потом была Асотова - человек не из сферы культуры, но неглупый по своей сути. При ней удалось реализовать некоторые интересные идеи, при ней проходили праздники не хуже, чем в начале истории Андерсенграда. Она, по крайней мере, не мешала хорошему и не насаждала халтуру.

Что мы имеем сейчас - я писала уже неоднократно. То есть творческая часть еще как-то теплится под немыслимым давлением пошлости и откровенной халтуры, техническая - сведена к нулю, и, как показал последний праздник, уже со знаком минус. И вот тут возникает вопрос - почему.

Да, в культуру сейчас пришли неквалифицированные управленцы, это во многих местах так, а наш прежний глава администрации открыто говорил, что чиновник, в том числе и от культуры, нужен для того, чтобы из-под его пера выходила готовая бумажка с решением. На замечание, что чиновник должен как минимум понимать, что какая закорючка в этой бумажке означает, он не отреагировал. А тут и получается все в точном соответствии с поговоркой - гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Что и имеем. Все это сопровождалось и сопровождается общим снижением уровня образования. Поколение эффективных менеджеров делает свое дело сообразно своему уровню. Но вот ведь какая печаль. Человек с высоким уровнем образования и развитыми культурными потребностями хотя бы понимает, что уровень бывает и ниже, а потребности - более скудными. Человек со скромными потребностями и отсутствием образования даже не представляет, что горизонт может быть гораздо дальше, чем ему кажется. И начинает загонять тех, у кого потребности более развиты, в свою резервацию. Что сейчас и происходит. При любом из тех, кто заведовал нашим отделом культуры до середины нулевых, рождественская эскапада была бы последней - если вообще была бы, истории с карнавалом детства хватило бы за глаза и за уши. При нынешнем - думаю, что останется без последствий.

Как результат - представители следующих поколений, если только родители у них не совсем психи, начинают думать, что так и надо. То есть ориентируются на минимум. Применительно к последнему празднику - устроило то, что был Дед-Мороз и что ребенок не остался без подарка Это, конечно, хорошо - дети должны получать подарки, на то и Рождество. Это - необходимое условие, но достаточное ли? Отнюдь не для всех, а значит - недостаточное вообще. Потому что при высоком уровне происходящего человек с минимальными потребностями найдет свою девицу в прозрачном платьице, ритмично дрыгающую ножкой, а при низком общем уровне целая группа людей, и к тому же довольно большая, вынуждена либо вылетать из социума, либо втискиваться в прокрустово ложе официальной культуры. Неизбежный результат - массовое одичание. Это и нужно?

Часть народа протестует - и весьма активно. Культурное сопротивление на местах растет, но это уже другая история.

Извините за сумбур. Я про маленький провинциальный город, если что. В мегаполисах ситуация другая.
Tags: Сосновый Бор, культура
Subscribe

  • Вот чего нашли

    Бородино, 1992 год. И сейчас мы уже знаем продолжение романа, а в некоторых случаях - и окончание... Жизнь все-таки куда круче самых интересных книг.…

  • Вот так

    Ну и что, фе1сбука, стало быть, лежит. Контактик цел. ЖЖешечка тоже в норме. Даже Одноклассники работают. :)))) Может, пора вернуться к истокам?…

  • Станция звука

    Росатомовский проект, в котором Андрюха участвует - ну вот тут его выступление и другого музыканта.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments