merelana (merelana) wrote,
merelana
merelana

Categories:

Вернуть «Сома» на родину | «Маяк». Газета города Сосновый Бор

Интересная статья Стаса Селина в "Маяке". Фото оттуда же
http://mayak.sbor.net/node/46796
Идею доставить ее в Сосняк всячески поддерживаю. У нас - единственный в своем роде мемориал подводникам, я про него еще расскажу. Вторую очередь открыли к 9 мая, там - имена всех моряков-подводников, погибших во время Отечественной войны. Игорь Григорьевич Алепко изрядно повкалывал в архивах, чтобы все это найти. Наверху - памятник подводникам, погибшим в послевоенное время. Мемориал чернобыльцев посвящен в том числе и тем, кто погиб на атомных подводных лодках. Сейчас собираются установить еще стелу, посвященную подводникам Первой мировой. И если эта лодка займет свое место на постаменте у нас на мемориале - это будет правильно. Мы все равно впишем Сосновый Бор и прилегающие территории в общую историю, как бы кое-кто ни старался убедить нас, что на этих территориях ничего до атомной станции не было. Было. А Стасу - респект и уважуха за эту статью.


Найденную у берегов Швеции русскую подводную лодку могут установить в виде памятника в Сосновом Бору

Нынешним летом все мировые и российские СМИ опубликовали сенсацию: шведская организация дайверов Ocean X Team, занимающаяся поиском исторических артефактов под водой, при содействии исландской компании Ixplorer обнаружила у восточного побережья Швеции затонувшую иностранную подводную лодку длиной около 20 метров, на борту которой хорошо видны кириллические ­буквы.

Судя по распространенной видеозаписи с подводного аппарата, стало понятно, что на дне Балтийского моря обнаружена русская подводная лодка «Сом», затонувшая в результате столкновения со шведским пароходом «Ингерманландия» 10 мая 1916 года. По версии капитана судна, российская подлодка, находившаяся на перископной глубине, не заметила остановки парохода и врезалась в него; в кругах же русских подводников бытовало мнение о том, что шведский корабль сознательно протаранил лодку при попытке последней остановить пароход для досмотра. При этом на лодке погибли все 18 членов экипажа во главе с командиром, лейтенантом Хрисанфом Константиновичем Бугураевым.
Этой историей заинтересовался житель нашего города, руководитель общественной приемной Росатома в Сосновом Бору Сергей Аверьянов. Как он рассказал «Маяку», еще в августе инициативной группой сосновоборцев было направлено обращение к губернатору Ленинградской области Александру Дрозденко (приводится ниже) с просьбой оказать содействие в подъеме российской подлодки, принадлежавшей императорскому флоту и доставке ее на родину. В будущем, по словам Сергея Аверьянова, после реставрации она могла бы занять почетное место перед Учебным центром моряков на Солнечной или на мемориале погибшим морякам в Устье. На мемориале могли бы быть захоронены останки экипажа и установлен памятник русским морякам-подводникам.
Как говорят спе­ци­алис­ты‑исто­рики, «Сом» — возможно, самая старая российская подводная лодка. Ее история хорошо известна. Она из небольшой серии ранних подводных лодок, которые использовались российским флотом во время Первой мировой войны. И, кстати, единственный сохранившийся до наших дней экземпляр.
По видеозаписи, которая сделана шведскими водолазами, можно судить, что лодка лежит на глубине свыше 40 метров, потому что на такой глубине объекты не зарастают водорослями. Она находится в шведских территориальных водах. Поднять лодку непросто, потому что глубокие погружения в Балтийское море осложняют низкие температуры.
Как гласит ответ из комитета по молодежной политике правительства Ленобласти, соответствующие обращения были посланы в Русское географическое общество, Министерство обороны РФ и Полномочному представителю Президента России в Северо-Западном регионе.
Но если встанет вопрос о поднятии корабля, то решать его должны две стороны: шведская и российская. Возможна ли передача подлодки «Сом» России? Скорее всего да, говорят эксперты, вряд ли со стороны шведских властей будут какие-либо претензии. Прошло почти сто лет с момента гибели корабля, а это значит, что он получит особый статус исторического объекта.
И если все заинтересованные стороны смогут договориться, к вековому юбилею гибели русской подлодки «Сом» она может быть поднята со дна Балтики и передана Ленобласти. И, вполне возможно, со временем найдет свое последнее пристанище в нашем городе, который всю жизнь тесно связан с моряками-подводниками.

Станислав Селин



* * *

Историческая справка
Подводная лодка «Сом» (первоначально «Fulton»)была построена в 1901–1902 годах на верфи Crescent Shipyard в Элизабет (штат Нью-Джерси, США) в качестве экспериментальной подводной лодки по проекту Holland VIIR Джона Голланда, став одной из успешных «отработочных» конструкций этого «отца» подводного кораблестроения. В мае 1904 года Fulton при посредничестве Невского судостроительного завода был куплен Русским флотом и зачислен в списки как «Сом». Лодка была доставлена в Кронштадт из США пароходом в июле 1904 года и закончена сборкой на Невском заводе в сентябре. Затем «Сом» по железной дороге был отправлен во Владивосток, куда прибыл 29 декабря 1904 года (по ст. стилю) и в феврале 1905 был приведен в боевую готовность, совершив до окончания Русско-японской войны несколько выходов в окрестности Владивостока.
В декабре 1914 года «Сом» по железной дороге был перевезен из Владивостока в Севастополь, а в июле 1915 из Севастополя — в Петроград. На Балтийском флоте «Сом» базировался на Аландских островах, откуда совершил несколько боевых походов, в том числе к шведскому побережью. По образцу «Сома» петербургский Невский завод построил для русского флота еще шесть подводных лодок, сданных в 1905–1907 годах.
10 мая 1916 года в 4 часа утра подводная лодка «Сом» во время патрулирования в районе Аландских островов со стороны Швеции погибла, столкнувшись со шведским пароходом «Ингерманланд».



* * *

Из обращения к губернатору Ленинградской области Александру Дрозденко:
«Просим Вас, Александр Юрьевич, поддержать нашу инициативу по совместному обращению в Правительство Российской Федерации с предложением по организации подъема и передаче останков русских моряков, погибших на подводной лодке «Сом» в мае 1916 года во время Первой Мировой войны, для их захоронения на мемориальном комплексе в городе Сосновый Бор Ленинградской области.
Подлодка «Сом» найдена на дне Балтийского моря у восточного побережья Швеции, в полутора морских милях от берега. После реставрации корпуса подводной лодки просим Вашего содействия по передаче его в музей моряков‑подводников сосновоборского Учебного центра моряков‑подводников ВМФ РФ. Все основания для реализации этого военно-исторического проекта у нашего города есть».
Аверьянов С. Д., Белобородов С. А., Карраск М. П., Зиновьев А. В., Бобров А. Н., Калюжный А. В., Воскресенская Н. В., Алепко И. Г., Кириленко А. К.


Источник: http://mayak.sbor.net/node/46796
Tags: Сосновый Бор, краеведение, ссылки, статьи
Subscribe

  • Вот чего нашли

    Бородино, 1992 год. И сейчас мы уже знаем продолжение романа, а в некоторых случаях - и окончание... Жизнь все-таки куда круче самых интересных книг.…

  • Восточная песня

    Был у нас Фейсбук, Был у нас ТикТок, Был даже Инстаграм. Устал от нас Фейсбук, Устал от нас ТикТок, Устал даже Инстаграм. Встал у нас Фейсбук,…

  • Вот так

    Ну и что, фе1сбука, стало быть, лежит. Контактик цел. ЖЖешечка тоже в норме. Даже Одноклассники работают. :)))) Может, пора вернуться к истокам?…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments