merelana (merelana) wrote,
merelana
merelana

Category:

Ингрия славит народную красу

Статья моя про праздник в Ямбурге. Вышла сегодня. На сайте опубликовать не могу, потому что сайт лежит в руинах еще с момента выборов. Материал, как и все мои материалы, рассчитан на сосновоборского читателя


Ингрия славит народную красу

Первая суббота октября выдалась теплой и солнечной, почти летней. Казалось, сама природа радуется ярким костюмам, мелодичным песням и эффектным танцам – словом, всему тому, что входит в понятие «праздник».

Праздник назывался Днем коренных народов Ленинградской области.
Вообще-то это – День Ингрии, хотя само древнее название нашего региона почему-то в последнее время снова выходит из обихода. А жаль. Ведь есть очень красивая и романтичная легенда о происхождении этого названия – о славянском князе Ярославе Мудром, полюбившем варяжскую принцессу Ингегерду. Ярослав сделал великолепный свадебный подарок – город Ладогу, он же Альдейгьюборг, с окрестными землями, которые и стали Землей Ингегерды – Ингрией. Ингегерда на Руси превратилась в Ирину, а канонизирована была под именем монахини Анны Новгородской…

Именно поэтому День Ингрии отмечается в день памяти святой Ирины.
И хотя это – дела давно минувших дней, забывать о них не стоит.
Когда-то праздник отмечали широко и весело. В советское время его, естественно, не праздновали, День Ингрии возобновился только в 1993 году. И с тех пор его отмечают все, кому дорога история наших мест. Правда, сейчас чаще его называют Днем коренных народов Ленинградской области – хотя вообще-то День коренных народов празднуют в августе. Но все это – политические тонкости. Главное же в том, что есть в году день, когда представители коренных малочисленных народов могут собраться вместе, показать друг другу и зрителям песни и танцы своих народов. В прошлом году такой праздник проходил в Усть-Луге, в этом участников и гостей собрали в Кингисеппе.

Вообще-то это очень правильный ход. Конечно, традиционные праздники должны быть и в деревнях, и в маленьких городах. И они есть. В этом году был ижорские «Никола Вешний» на Сойкиной горке и День рыбака в Вистине, водская «Лужицкая складчина» и веппское «Древо жизни» в Винницах, и Юханнус – традиционный праздник ингерманландских финнов.

День коренных народов в древнем Ямбурге стал своего рода итогом, когда представители всех народов смогли показать все лучшее, что у них есть.
Кстати, самые дальние гости – из Бокситогорского и Лодейнопольского районов – добирались восемь часов.

Украшать сцену и устанавливать торговые ряды в Октябрьском сквере начали с самого утра. Еще до начала концерта каждый желающий мог научиться делать обереги, традиционных кукол, купить сувениры. Выставка-ярмарка удалась на славу. Тут тебе и керамика, и игрушки, и вязаные изделия, и вышитые полотенца.

Концертную программу начала группа «Корела»: финские, шведские, северные русские мелодии, традиционные для наших краев инструменты. Это было своего рода вступление. Потом на танцполе появились участницы ансамбля «Берегиня» с русским танцем. Торжественное шествие – Бокситогорский, Лодейнопольский, Гатчинский, Всеволожский и Кингисеппский районы прошли по кругу под аплодисменты зрителей. Была, конечно, короткая торжественная часть, но представители областного правительства и кингисеппской районной администрации много говорить не стали, просто поздравили участников и гостей и заверили, что такие праздники состоятся и впредь на гостеприимной кингисеппской земле.

А ведь действительно древний Ямбург – город гостеприимный. Зрителей было много, в танцах, играх и мастер-классах зрители участвовали весьма охотно.
Потом ведущая объявила конкурс «Народная краса». Каждая из четырех команд должна была показать свое мастерство в пении, танце, играх, продемонстрировать костюм. И участницы с этим блестяще справились.

Водскую культуру представляли коллективы «Вожанка» и детский фольклорный ансамбль «Линнуд». Водь – самый малочисленный из ныне существующих народов. Представителей этой национальности осталось всего несколько десятков человек, большая часть из них живет в деревне Лужицы, часть – в Эстонии и Санкт-Петербурге. Носителей водского языка осталось всего несколько человек. А ведь когда-то почти вся территория нынешней Ленинградской области носила название Водской пятины. Однако то, что водь исчезнет, предсказывали финские ученые еще сто с лишним лет назад. Правда, ученые, исследовавшие тогда побережье Балтики и многие северные регионы России, не могли предугадать, насколько за сто лет изменится наш мир. Нынешний уровень развития технологий, равно как и понимание, что богатство стране приносит разнообразие культур, позволяет сохраниться даже самым малочисленным народам. Примеры тому есть во многих странах.

Ижорскую культуру представлял коллектив «Сойкинские напевы». Он существует уже два десятилетия. Песни, танцы и игры ингерманландских финнов показали гости из Всеволожского и Гатчинского районов. Фольклорная группа «Рентушки» из Всеволожского района постоянно участвует в таких праздниках. Одеты участницы были в костюмы Токсовского прихода – наряды представителей разных приходов очень сильно отличались, и понять, откуда твой собеседник родом, было довольно просто. Танцевальный дуэт «Кристалл» из Гатчины просто поразил собравшихся акробатическими номерами, основанными на народных финских танцах.

Несмотря на то, что Бокситогорский и Лодейнопольский районы находятся довольно далеко, ансамбли «Вараста» и «Оятская вечорка» известны жителям Кингисеппского района довольно хорошо. Вепсские коллективы постоянно участвуют в фольклорных праздниках. На сей раз «Оятская вечорка» показала сценку из крестьянской жизни и рассказала, как печь традиционные вепсские калитки с картошкой.
Было представлено и современное направление. Группа «Минус трели» исполняет в основном музыку северных народов в современной обработке. Собственно, фольклор – основа многих музыкальных направлений, в том числе современных. Несколько номеров «Минус трели» исполнили вместе с Еленой Ведайко (группа «Корела»). Да так, что ноги сами пускались в пляс – и неважно, какой на тебе костюм, финский, русский, водский или современные джинсы. Ведь когда-то именно так и было – все перенимали друг у друга мелодии, ходили друг к другу в гости, разучивали песни и танцы. Так почему бы не продолжаться этой традиции? Жители Кингисеппа и многочисленные гости праздника с этим вполне согласны. Среди публики – жители самого Ямбурга, сельских поселений, гости из Санкт-Петербурга и окрестностей. Некоторые приехали поддержать коллективы, другие – просто посмотреть и пообщаться.

А вот сосновоборских участников ни в шествии, ни на сцене не было. В прошлом году наши коллективы просто об этом празднике не знали. А в этом - в программе были заявлены, но так и не появились... Жаль, искренне жаль. Все-таки ближние соседи, и коллективы у нас – весьма достойные. К месту будет напомнить, что и на областном этнокультурном празднике, который месяц назад проходил в Выборге, Сосновый Бор был представлен более чем скромно.
На мой взгляд, городская культурная политика не дает возможности сосновоборцам стать полноценными жителями 47 региона. Мы по-прежнему все делаем на особицу – и если в чем участвуем, то это целиком и полностью зависит от руководителей коллективов. И очень мало контактируем с соседями, хотя что в Ломоносовском районе, что в Кингисеппском, что в остальных происходит великое множество ярких культурных событий.

А праздник в Кингисеппе получился великолепный. И какая разница, кто в конечном итоге выиграл конкурс? Ведь все, что было –это и есть самая настоящая народная краса.
Ирина Севостьянова

Tags: краеведение, ссылки, статьи
Subscribe

  • Хор Турецкого в Сосновом Бору

    Не могу сказать, что я люблю этот жанр. Будь другая ситуация - может, и вовсе на концерт бы не пошла, вообще-то я не слишком большая любительница…

  • Середина лета с "Tallskög"

    А мы вчера отправились на заветную полянку, чтобы с ребятами из клуба исторической реконструкции "Tallskög" отпраздновать Середину лета, как…

  • Памятник деревне Устье

    Вот такой памятник появился в Сосновом Бору. Александр Пехтерев его сегодня доделал, но церемонии открытия пока не было - она намечена на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments