merelana (merelana) wrote,
merelana
merelana

Приглашение к прогулке

Статейка моя про Константина Савастьянова - точнее, не только про него, потому что все оказалось настолько связано, что и не разделить никак. Грубо говоря, про то, что Константин Николаевич с Юрием Иваненко и остальными когда-то начинали - а нынешние чиновники от культуры пытаются похерить.
Опубликовано тут
http://terastudio.com/priglashenie-na-progulku/




В выставочном зале Городской публичной библиотеки открылась новая выставка. Свои этюды представил сосновоборский художник Константин Савастьянов.
Посмотреть выставку можно до сентября.

Библиотека и городская культура
Как и всегда бывает в таких случаях, выступающих на церемонии открытия было довольно много. Константин Савастьянов услышал немало добрых – и абсолютно заслуженных! – слов. Но говорили не только о выставке и работах, но и о сосновоборской культуре вообще.
Заведующая Городской публичной библиотекой А.В. Снежкова рассказала, как вообще возникла идея проводить выставки именно в этом помещении. Идея оформить небольшую комнатку, отделенную от остального пространства, под выставочный зал, где легко можно разместить небольшую экспозицию, а заодно и устроить камерный концерт, принадлежит Михаилу Костюченко – художественному руководителю Центра развития личности «Гармония». Первым в новом зале разместил свои работы Сергей Рожнов. Было это несколько лет назад, и с тех пор выставки в библиотеке проходят постоянно.
По мнению Анжелы Викторовны, современная библиотека несет в себе много функций. Одна из них – «третий мир», «третье место», где человек может в той или иной форме реализовать свои творческие возможности. При этом традиционные функции никто не отменял, библиотека по-прежнему остается местом, где хранят книги и дают их читать.
А я бы к этому добавила, что библиотека – одна из опорных точек городской культуры. Совсем не случайно сосновоборские библиотеки много лет кочевали с места на место. Это свидетельствовало о том, что социум в городе не устоялся, а городская среда – не стабилизировалась. Кажется, сейчас каждая наша библиотека, наконец, обрела собственный постоянный дом. А в доме всегда принимают гостей и проводят интересные встречи. Гостей и на сей раз было немало – участники клубов «Творчество» и «Художник», друзья художника, просто любители живописи, которых в нашем городе всегда было немало.

С чего все начиналось
Художественная жизнь Соснового Бора тоже начиналась в библиотеке. Было это сорок с гаком лет назад в библиотеке Государственного оптического института. Талантливых людей среди научных работников всегда было немало, интерес к искусству был большой, вот и объединились молодые институтские художники и любители искусства в клуб. Он и стал основой клуба «Творчество». Как рассказал член Союза художников Санкт-Петербурга, председатель Сосновоборского отделения Советского фонда культуры Ю.М. Иваненко, с самого начала клуб вел активную просветительскую работу. Выставки, лекции по истории искусства, встречи с известными художниками – сосновоборцы старшего поколения отлично все это помнят. Изучать историю искусства в те годы считалось делом очень престижным, руководители предприятий охотно приглашали к себе лекторов – в частности, из общества «Знание».
Выставки бывали довольно часто. Тут надо вспомнить еще вот что. Любительские объединения – штука довольно сложная. Одни приходят туда ради профессионального роста, другим просто нужно место и время, чтобы после работы заняться чем-то интересным. Клуб «Творчество» сразу взял ориентир на повышение профессионального роста – приезжали известные художники, смотрели выставки, давали советы, порой критиковали. Критика, естественно, нравилась не всем. А вот Константин Савастьянов всегда относился к ней положительно. Он считает себя самоучкой – в том смысле, что Академию художеств не заканчивал. Но учился – и на выставках, и в музеях, и на лекциях. Дома у него обширная библиотека книг по искусству.
Первые выставки художник устраивал на первом этаже «гоевского» общежития – была там небольшая комнатка. Того, что сейчас называется «арт-пространством», в начале 70-х в Сосновом Бору не было. Не было еще ни фойе здания администрации (как, впрочем, и самого здания), не было художественного музея. Ничего такого не было –а выставки были.
Кстати, касательно арт-пространств. Одно из них город потерял вследствие так называемой «оптимизации». Выставки, в том числе и работ Константина Савастьянова, регулярно проходили в зале Детской музыкальной школы, которая несколько лет назад прекратила свое существование. Да, мне могут возразить, что сейчас в этом помещении, переданном Школе искусств «Балтика», идет ремонт, что осталось оно в ведении учреждения культуры, так что не исключено, что выставки там будут. Однако это будет уже другое художественное пространство, потому что в культуре основное – личность, и исчезновение каждой личности из городского культурного сообщества – невосполнимо.

Прогулка по окрестностям
Выставку Константина Савастьянова можно смело назвать не только художественной, но и краеведческой. Нет, городских пейзажей на ней нет. А вот окрестные леса, реки и озера художник очень любит. И тут есть повод опять же поговорить о городской среде.
Вот скажите честно – много ли в нашем городе уголков, способных привлечь взгляд художника? Вообще-то раз-два – и обчелся. Ну, Андерсенград. Ну, малая Копорская крепость, от которой практически уже ничего не осталось. Если хорошенько подумать, еще пара-тройка мест найдется – но их, что называется, уже зарисовали-зафотографировали вдоль и поперек. Концепция рабочего поселка, состоящего из одинаковых «коробок», сделала свое дело – и лишь нечеловеческие усилия энтузиастов-архитекторов позволили хоть как-то разнообразить наши улицы и дворы. Поэтому на картинах сосновоборских художников виды окрестных деревень и уникальных природных объектов встречаются куда чаще, чем изображения городских кварталов.
Кстати, о деревнях. На одном из старых этюдов Константина Николаевича – вид деревни Устье. Когда-то очень красивая была деревня. Ее поглотил растущий город, и ведь даже фотографий не осталось. Всего несколько рисунков – Константина Савастьянова и Юрия Иваненко. (А скоро исчезнут и названия улиц, оставшиеся от этой деревни – и вот тут бы снова хотелось задать вопрос, что у нас в городе будет называться именем Героя Советского Союза Ивана Афанасьева; покаответа, увы, получить не удалось).
Тут хотелось бы вспомнить, что та «генерация», что сформировалась в библиотеке Государственного оптического института и к которой принадлежит К.Н. Савастьянов, действительно собрала много материалов по истории нашего края. Участники этого сообщества ездили по деревням, рисовали, собирали фотографии, слушали и записывали рассказы местных жителей. Результатом стал сайт и несколько выставок. Нынешняя выставка не является частью этого художественно-исторического проекта, но очень сильно с ним перекликается. Кстати, у Константина Николаевича есть идея издать альбом репродукций. И было бы очень хорошо, если бы мечта стала реальностью.

Традиция продолжается
Посмотреть выставку в первый день ее работы пришли, конечно же, товарищи по цеху. Что особенно радует – среди них были и молодые художники. Мы уже не раз писали, что концерты и выставки в нашем городе на протяжении многих лет посещают главным образом одни и те же люди, причем в подавляющем большинстве – от пятидесяти лет и старше. Однако в последние несколько месяцев ситуация начала меняться. О тенденции говорить пока рано, но… Все же на вернисажи стали приходить люди, значительно более молодые.
Детская школа искусств имени О. Кипренского за годы своего существования научила рисовать несколько тысяч сосновоборцев. Не все они стали профессиональными художниками. Но так уж устроенчеловек, что, если у него есть хоть малейшие способности к художественному творчеству – он стремится их реализовать. А совершенствоваться может и художник-любитель, история знает немало скульпторов и живописцев, которые с современной точки зрения профессионалами не являлись – в том смысле, что не зарабатывали на жизнь резцом и кистью. Они были именно любителями – то есть теми, кто любит искусство. При этом они знали все тонкости своего ремесла. Сосновый Бор вполне может стать пространством, где художники разных поколений, профессионалы и любители, могли бы реализовать свои возможности, на радость всем нам. Это делается и сейчас – но усилий от организаторов требуется немало.
В свое время Сосновый Бор можно было с полным основанием назвать городом творчества или городом надежд. Здесь была неповторимая творческая атмосфера. Кстати, клуб «Творчество» готовил не только выставки – было довольно много совместных проектов с другими творческими коллективами. К примеру, музыкальные вечера с «Балтикой», литературно-музыкальные вечера в «шашлычке» – список можно продолжать. Именно это и создавало неповторимую атмосферу свободы и творчества. Атмосферу, которую просто необходимо воссоздать.
…Когда участники церемонии открытия говорили Константину Савастьянову добрые слова, на первом этаже мэрии монтировали другую выставку. Ее подготовили участники клуба «Художник». Так что в ближайшие дни можно посмотреть сразу две интересные выставки.
Ирина Полякова
Tags: Сосновый Бор, выставки, культура
Subscribe

  • Исходный материал для творчества

    Занялась перебиранием рундука в прихожей. Пытаюсь понять, что делать со старой курткой - не могу я просто так выбрасывать одежду, рука не…

  • Вот чего нашли

    Бородино, 1992 год. И сейчас мы уже знаем продолжение романа, а в некоторых случаях - и окончание... Жизнь все-таки куда круче самых интересных книг.…

  • В Александрии

    Шуршать там, конечно, уже почти что нечем. Но вот. Объясняю последнюю фразу поста - дело в том, что этим летом мы с Гошкой были в Петергофе, как…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments