merelana (merelana) wrote,
merelana
merelana

Эхо войны

Интересную статью принесли в редакцию. Опубликовали тут
http://terastudio.com/eho-vojny-2/


На Финском заливе, в районе Шепелевского маяка, проведена экспедиция места гибели советского торпедного катера типа «Д-3» в годы Великой Отечественной войны. Обследование 21-22 мая 2015 года проводила автономная некоммерческая организация «Морская военно – историческая экспедиция «Во славу Отечества» (АНО МВИЭКС).



Первый акустический контакт подводного объекта был получен фирмой «Морская геодезия», входящей в состав АНО МВИЭКС, в 2013 году. При производстве инженерных изысканий многолучевым эхолотом был четко зафиксирован эхоконтакт, который при обработке и представлении в трехмерном изображении с параметрами «длина — ширина – высота корпуса над грунтом» уверенно дешифрировался как торпедный или сторожевой катер типа «Д-3» периода Великой Отечественной войны.
В 2015 году фирмой «Фертоинг» при опытной проверке современных подводных поисковых комплексов данный катер был обследован подводной телевизионной аппаратурой.
Планы по продолжению комплексного обследования АНО МВИЭКС переносились в 2015 году по погодным условиям несколько раз.
Инициатива нового обследования катера типа «Д-3» выдвинута членом АНО МВИЭКС историком, жителем г.Сосновый Бор, Игорем Григорьевичем Алепко по результатам исторических исследований действий боевых катеров Главной Военно-морской базы в 1941-1942 гг.
Очевидно, речь идёт о гибели трёх торпедных катеров ТК-72, ТК-82 и ТК-102, потопленных немецкой авиацией в ноябре 1941 года.
Выбор катера для проведения изыскательских работ изначально был определен его предназначенностью для качественного обеспечения штурманской практики курсантов военно-морских институтов. Современные навигационные приборы катера позволяли обеспечить точную постановку над местом подводного объекта и проведение комплексных водолазных работ.
Дополнительно катер был оснащен телеуправляемым подводным аппаратом «Си-Вулф», доработанным специалистами компании «Морская геодезия» для работы в акваториях российских морей. Подводный аппарат оснащен системой подводной навигации, гидролокатором кругового обзора, манипулятором, кино- и фотооборудованием. Во время экспедиции «Си-Вулф» эксплуатировала группа компании «Морская геодезия» в составе главного инженера Н.А. Скрылева, ведущего инженера – гидрографа Е.А. Руднева, ведущего геофизика П.А. Виноградова, инженера ТНПА С.А. Антоненко. В работе использовалась система подводного позиционирования.
Основным методом верификации акустических контактов и детализации подводной съемки в данной экспедиции стал водолазный осмотр. К водолазным обследованиям привлечены самые опытные водолазы, подводные видеооператоры с большим водолазным опытом Столбов Дмитрий Юрьевич и Калинкин Алексей Борисович.
В результате выполненных 22 мая обследований катера подводным роботом и видеосъемкой удалось подтвердить предположения предыдущих исследователей и зафиксировать координаты места гибели советского торпедного катера, ранее отсутствовавшие как на навигационных картах, так и в различных исторических справочниках.


Работа экспедиции проводилась в год 70-летия Великой Победы при поддержке командования ЛенВМБ и Музея истории Кронштадта. Экспедиция приоткрыла ещё одну тайну периода Великой Отечественной войны. Исследования экспедиции дополнены ценными гидрологическими наблюдениями водной среды, которые проведены учеными Российского Государственного гидрометеорологического университета.
К настоящему времени в Правительстве Ленинградской области проявлен интерес к подъёму катера и его установки для использования в качестве музейного экспоната в создаваемом музейном комплексе «Кронштадт – 2» в порту Луга.


Относительно погибших торпедных катеров и их экипажей сегодня известно следующее.
Катера были построены в Ленинграде на катерном заводе № 5 НКВД в сентябре 1941 года и 20 октября вошли в состав флота. 1 ноября 1941 г., согласно полученному приказу, отряд в составе торпедных катеров № 72, № 82 и № 102 под командованием командира отряда Кострулина следовал из Кронштадта на о.Ханко. Северо–западнее Шепелёвского маяка отряд был атакован группой немецких истребителей Ме-109. В результате отсутствия боевого опыта (катера находились в строю всего 10 дней), слабого зенитного вооружения, подавляющего огневого превосходства противника катера были потоплены вместе с экипажами. При полном водоизмещении 36 тонн эти деревянные катера имели скорость 32 узла, несли по две 533-мм торпеды и 2 пулемёта калибром 12,7 мм. Торпеды на борту катера крепились бугелями (металлическими обручами) и просто сбрасывались. Экипаж катера -9 человек.
Тела погибших моряков ветром и волнами прибило к острову Сескар, где их и похоронили. В 1975 году было проведено перезахоронение погибших с острова на Воинское кладбище в г Ломоносове. Имя командира отряда Кострулина и моряков этих катеров занесены на плиты Мемориала «Защитникам Отечества» в г.Сосновый Бор.
Кобчиков Е.Ю. – заместитель директора музея истории Кронштадта, кандидат исторических наук
Проворов В.Н. – председатель правления Морской военно–исторической экспедиции «Во Славу Отечества»
Tags: краеведение, ссылки, статьи
Subscribe

  • Исходный материал для творчества

    Занялась перебиранием рундука в прихожей. Пытаюсь понять, что делать со старой курткой - не могу я просто так выбрасывать одежду, рука не…

  • Вот чего нашли

    Бородино, 1992 год. И сейчас мы уже знаем продолжение романа, а в некоторых случаях - и окончание... Жизнь все-таки куда круче самых интересных книг.…

  • В Александрии

    Шуршать там, конечно, уже почти что нечем. Но вот. Объясняю последнюю фразу поста - дело в том, что этим летом мы с Гошкой были в Петергофе, как…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments