merelana (merelana) wrote,
merelana
merelana

Categories:

У Сойкинской святыни

Статейка выйдет в завтрашнем номере, если кому интересно. Пока только на сайте, вот тут то есть
http://terastudio.com/u-sojkinskoj-svyatyni
"Теперь позвольте пару слов без протокола". Статьи мои предназначены для городской газеты. Адресованы конкретной аудитории - жителям пробирочного городка, которые мало что об истории края знают - и, что хуже, зачастую и знать-то не хотят, потому им комфортнее без чувства ответственности за происходящее. Будоражим-с. Почему и акцент на участие сосновоборцев.



В минувшую субботу у старинной церкви Николая Чудотворца, что в нескольких километрах от Вистина, состоялся традиционный ижорский праздник – Никола Вешний. Этот святой пользовался особой популярностью у ижор, чьими традиционными занятиями было мореходство и рыболовство. В празднике, подготовленном при поддержке комитета по культуре Ленинградской области, участвовали фольклорные коллективы – ижорские, водские, финские, русские. В гостях у соседей побывали и сосновоборские артисты – фольклорный ансамбль «Хмель» и ансамбль финской песни «Пеэни Полку».

Сейчас ижоры относятся к коренным малочисленным народам Ленинградской области. Но так было не всегда. Каких-нибудь пару столетий назад это был довольно многочисленный народ, ведь недаром территория, которую сейчас занимает наша область и часть соседних, называлась Землей Ижор — Ингрией, на местных наречиях — Инкери, по-щведски – Ингерманландия. Жители этих территорий принадлежали к разным конфессиям. Ижоры достаточно давно приняли христианство в его православной форме. Поэтому и народные ижорские праздники отмечались по православному календарю. Николу Чудотворца ижоры особенно любили, и праздники в день его памяти были веселыми и шумными, продолжались Никольские гулянья обычно несколько дней. В гости съезжалась вся округа, в том числе и представители других конфессий.

Православие на Сойкинском полуострове утверждалось довольно тяжело – как и во всей средневековой Европе, бывало всякое. Окончательно ижоры стали православными только после Северной войны. Однако государственные и церковные вопросы никогда не касались простых людей. Так уж исторически сложилось, что православные и лютеране в наших краях всегда жили мирно, и даже праздники в одной и той же деревне порой отмечали дважды – по своему календарю и вместе с соседями.

Никольская церковь на Сойкиной горке с момента своего появления считалась одной из главных ижорских святынь. В советские времена ее постигла та же участь, что и многие другие церкви.

Первая церковь в Сойкино была деревянной, первое упоминание о ней относится к 1590 году. После Северной войны храм обновили, а затем еще несколько раз перестраивали. Каменный храм поставили в середине позапрошлого века на средства прихожан. Главный алтарь был посвящен Николаю Чудотворцу, один предел – пророку Илье, другой – Петру и Павлу. Это был единственный храм на Сойкинском полуострове. Сойкинский погост относился сначала к Копорской волости Ораниенбаумского уезда, затем вошел в состав Ямбургского уезда.

В советское время у Никольской церкви оказалась та же судьба, что и у большинства православных храмов. Первые два десятилетия, впрочем, храм работал, хотя количество прихожан значительно уменьшилось. Закрыт он был в 1938 году. В это время на побережье строилась Главная база Балтийского флота – ее во время войны прозвали вторым Кронштадтом. В Сойкино поставили зенитную батарею. Здесь же была комендатура и радиостанция. Во время войны Кингисеппский район был оккупирован. При отступлении советские войска взорвали военные объекты, вместе с которыми сгорела и часть села. Однако во время оккупации в церкви возобновились богослужения, которые прекратились два года спустя. В селе в это время жителей уже не было совсем. Церковь забросили.

Если здание не используется – оно рушится. Никольская церковь – не исключение. Обвалилось то, что могло обвалиться, а в начале 90-х на прилегающей территории усиленно трудились кладоискатели, в результате чего могилы на прихрамовом кладбище оказались разрытыми. В середине 90-х храм передали местной православной общине, и с этого момента началось его возрождение. Сначала этим занялись местные краеведы, потом к ним подключились православная община и руководство Александро-Невской лавры. Сейчас храм закрыт, его собираются восстанавливать, рядом появилась часовня. На территории удалось навести порядок – впрочем, трудовые вахты тут продолжаются, и участвовать в них могут все, кто хочет. Есть идея создать рядом этнодеревню – может получиться интересный музейный комплекс. Во всяком случае, в одном из интервью об этом говорил А.Ю. Дрозденко. Может быть, тогда появится и необходимость восстановить прямую дорогу на Копорье, а то сейчас проехать там невозможно.

Традиционный ижорский праздник Никола Вешний – одно из мероприятий, способных возродить интерес к этому месту. Проходил он в первый раз, но есть идея сделать его традиционным. Забегая вперед, скажу, что для успешной реализации этой идеи нужно очень немного – тент над сценой и что-нибудь вроде купола над общим костром, и тогда даже традиционный ингерманландский дождичек не сможет помешать. Задача не просто реальная, но даже и легко выполнимая.

Праздник начался с молебна в часовне, перестроенной из жилого дома руками прихожан. Перед этим на поляне уже развернулась небольшая ярмарка – глиняная посуда, свистульки, традиционные куклы, вышивка и многое другое.
Праздник открыл всеволожский ансамбль «Горница». Затем несколько приветственных слов сказали представители власти – областного комитета по культуре, Кингисеппского района, Вистинского сельского поселения. Они обещали оказать всяческое содействие развитию этой территории.
Концертную программу также открыл всеволожский ансамбль «Горница». Он исполняет русские песни. Однако, поскольку праздник ижорский, настоящими его хозяевами стали коллективы, исполняющие песни на ижорском языке. Это была известная группа «Сойкинские напевы» из Ломоносовского района– кстати, сосновоборцы не раз ее видели на фестивалях «Поющее древо».

Как и положено, на праздник, к хозяевам приехали гости. Водскую культуру представлял детский фольклорный ансамбль «Линнут» из Усть-Луги. Ребята поют традиционные водские песни. К сожалению, язык этот звучит только в песнях – на водском языке в наших краях уже почти не говорят, осталось всего несколько человек, которые считают этот язык родным. Сбывается предсказание известного финского этнографа, еще в начале прошлого века заявившего, что черед три поколения водский язык исчезнет. Правда, он не мог учесть всех научных и технических открытий, дающих возможность сохранить исчезающий язык и даже восстановить уже утраченный. Осталась малость – воспользоваться этими возможностями, что сейчас языковые активисты и пытаются сделать.

Культуру ингерманландских финнов на сей раз представлял единственный коллектив – сосновоборский ансамбль финской песни «Пеэни Полку». Выступление наших земляков вызвало самые настоящие овации.
Больше всего было коллективов, исполняющих русские народные песни. Сосновоборский «Хмель» выступил просто роскошно. Были отличные коллективы из других муниципальных образований. Постоянный гость на таких праздниках – тосненский ансамбль «Гармоница». Порадовало публику выступление детского коллектива из Всеволожска «Егоза». Завершил программу хор из Усть-Луги «Надежда».
На самом деле с русским фольклором дело обстоит не так благополучно, как порой кажется. Несмотря на огромное количество коллективов, очень немногие из них исполняют подлинно народные песни. Значительно чаще бывает этакий эстрадный псевдофолк а-ля рюс, текстовые и музыкальные штампы, которые преподносят стандартно наряженные «матрешки» и «иванушки». Избежать этого почти никогда не удается, и тем ценнее работа таких коллективов, как наш «Хмель» или тосненская «Гармоница». А такой праздник – отличная возможность эту работу продемонстрировать и посмотреть, чем занимаются другие коллективы.

К сожалению, из-за начавшегося дождя, который поначалу был довольно мелким и вполне терпимым, а потом превратился в ливень с грозой, коллективам пришлось сократить свои выступления. Не получилось и провести игровую и танцевальную программы. Но это не беда. В будущем году такой праздник, судя по обещаниям «официальных лиц», непременно будет. А год – достаточное время, чтобы обеспечить участникам и гостям надежную защиту от капризов погоды. Ведь на Николу Вешнего всегда идет дождь, это тоже традиция, но он не должен мешать другой традиции – петь и радоваться жизни в этот замечательный день.
Анастасия СЕМЕНОВА
Subscribe

  • Исходный материал для творчества

    Занялась перебиранием рундука в прихожей. Пытаюсь понять, что делать со старой курткой - не могу я просто так выбрасывать одежду, рука не…

  • Вот чего нашли

    Бородино, 1992 год. И сейчас мы уже знаем продолжение романа, а в некоторых случаях - и окончание... Жизнь все-таки куда круче самых интересных книг.…

  • В Александрии

    Шуршать там, конечно, уже почти что нечем. Но вот. Объясняю последнюю фразу поста - дело в том, что этим летом мы с Гошкой были в Петергофе, как…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments