merelana (merelana) wrote,
merelana
merelana

Не в пользу родного города

События последних дней просто вынудили меня разместить здесь и первую часть статьи про Красную ворону - хотя собственно к конкурсу эта часть не имеет отношения. Это - сравнение, с помощью которого я попыталась понять, почему в более или менее благополучном Сосновом Бору такая ерунда с культурой. При том, что всего много - и у многих коллективов и мероприятий действительно очень высокий уровень. При этом, заметьте, о бездарном мы не только не пишем - мы его чаще всего просто не видим. Ну есть и есть, где-то кто-то что-то в свое удовольствие делает - да и пусть. Но вот когда видим, и не где-то кто-то, а очень на виду и с претензией - извините. Речь идет именно об этом. Но так уж получилось, что одно из учреждений, о котором это, собственно, и написано, слишком для города важно, поэтому приходится драться. И так уж получилось, что именно там - свой призрак оперы, свои скучные сказки, которые могут превратиться в страшные.

Дело в отличии талантливого руководителя от бездарного. Талантливый руководитель вдохновляет коллектив, привлекает талантливых людей, объединяет, выискивает малейшую здравую мысль, подчеркивает любое достижение, даже очень маленькое. Бездарный - разгоняет талантливых, но непонятных, гнобит всех оставшихся, кроме себя и одного-двух любимцев, которым разрешается все. В первом случае позицию можно выразить так: "Вы на сцене - я за кулисами, меня не видно, но у вас все хорошо". Во втором: "Вы говно, все кругом тоже говно, а я в белом костюме". Талантливый руководитель принимает то, что было сделано до него, и на фундаменте строит что-то новое. Бездарный - везде твердит, что до него тут ничего не было. Это всегда так, тут ничего нового нет. Но вернемся к баранам. То есть к первой части статьи.

Почему я об этом пишу?
Казалось бы, какое отношение имеет ломоносовское событие к жизни Соснового Бора? Мы уже давно не относимся к Ломоносовскому району. Между тем отношение самое что ни на есть прямое. Во-первых, Николай Шадрунов в первые годы существования сосновоборского литературного объединения довольно активно участвовал в его работе. Во-вторых, очень интересно сравнить, как уездный городок Рамбов стал едва ли не самым просвещенным районом признанной столицы мировой культуры, а Сосновый Бор, при всех его амбициях и немалых инвестициях, так и остается спальным поселком при заводе. При том, что учреждений культуры у нас больше, средств на их содержание отпускается немало, да и фантиками, полученных нашими коллективами на всевозможных тьмутараканских конкурсах, зачастую можно оклеить все стены учреждения. И давно бы пора проанализировать, почему это происходит, и по возможности изменить ситуацию.

Пожалуй, с этого и надо начать. Основная же причина в том, что в маленьком Ломоносове каждый творческий человек на виду, его ценят, им гордятся. В Сосновом Бору – дороги две: либо позволить себя вытолкать, либо дать себя затоптать, потому что на самом деле люди, чем-то выделяющиеся из общей среды, городу не нужны и он естественным образом их отторгает. Что, собственно, и произошло с нашими серьезными писателями. А их было, помимо Шадрунова, для которого Сосновый Бор был крошечным эпизодом яркой и интересной творчесвой биографии, как минимум трое. Точнее, двое-то есть и сейчас, только вот не прижились они в нашем прекрасном городе. Как говорится, твори – но не высовывайся. Не дай Бог добиться более высокого уровня, места тебе уже не будет. Вероятно, сказывается психологический надлом, характерный для всех жителей закрытых городов – не дай Бог отличаться хоть чем-то, не дай Бог высунуться, не дай Бог о тебе узнают. За годы информационной открытости преодолеть эту психологию так окончательно и не удалось.

Второй момент – направление движения идеи. У соседей творческая идея возникает внизу, она как-то реализуется, затем ее подхватывают и поддерживают те, кто имеет власть или деньги, и идея развивается. В Сосновом Бору – все наоборот. Все хорошее должно дароваться сверху и спускаться вниз. Примеров – только за последний год выше крыши, перечислить в небольшой статье довольно сложно. Идеи снизу для начала давятся, чему примеров тоже хватает. Некоторые выживают, правда, но с большим трудом. А ведь был шанс повернуть все в нормальное русло.

Третий момент – менталитет. У ломоносовцев это – ментальность российской провинции, основы культуры всей страны. Если коротко, то выражается он парой фраз – «все интересное происходит здесь» и «если мы этого не сделаем, то этого не будет». В Сосновом Бору преобладает мнение, что все лучшее – где-то там, у нас ничего нет и быть не может, а если вдруг и есть – это должно быть уничтожено. Такая вот невеселая картина получается. Но любую картину можно изменить, чем я предлагаю и заняться.

Subscribe

  • Немного петергофских красот

    Побывали тут на днях в Луговом парке в Петергофе. Вообще - мой любимый парк. Да какой у меня нелюбимый, особенно осенью? Короче, парк прекрасен. До…

  • Встреча краеведов в Стрельне

    Меж тем в полном разгаре фестиваль "Петергоф Литературный" - "ПетЛи". Вчера были в Стрельне, в Библиотеке семейного чтения им. Юрия Инге. Говорили о…

  • Земля непокоренных

    Моя статейка на дзен Земля непокоренных Я живу там, где был когда-то Ораниенбаумский плацдарм. Мы с этим выросли - и история изучения плацдарма…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments