merelana (merelana) wrote,
merelana
merelana

Categories:

Кому от Сталина, кому - от Гитлера

Комсомольскую правду я читаю крайне редко. Когда-то читала, да. И была это по советским временам совсем неплохая газета, да и по перестроечным тоже. Тогдашние журналисты хоть что-то могли сказать между строк - а читать между строк мы умели. Как, впрочем, и слышать то, что не передавали словами дикторы на радио и телевидении. Хотя именно в перестройку к Комсомолке начали возникать очень серьезные вопросы. Например, статьи про борьбу с наркоманией там печатались регулярно. Наркомания тогда не была еще массовым явлением. Но с ней началась борьба, причем нередко очень интересная. В газете в подробностях печаталось, как и что нужно делать. Фактически это были подробные инструкции под лозунгом "ах, как это плохо, какие они гады". Но как раз это можно объяснить неопытностью нашей в медиа-поле. После нескольких десятилетий тотального контроля, когда выверялось каждое слово, очень трудно было спрогнозировать, как слово наше отзовется. Так что усматривать в этом злой умысел я бы не стала, но Комсомолку перестала регулярно читать именно тогда. Хотя полностью исключать того, что это делалось целенаправленно, тоже нельзя. В момент, когда деньги вдруг стали единственным мерилом всего и вся, при полном отсутствии каких-либо неформальных институтов, возможно все, и даже более чем возможно. Но это - дела давно минувших дней. Просто пытаюсь объяснить, почему я не осталась читательницей этой газеты. Получилось сумбурно, предупреждаю. И много.

Но тут прочитать все-таки пришлось. Френдлента запестрела ссылками на опровержение некой эскапады г-жи Скойбеды. Прочла и саму скандальную колонку, и даже хлебнула глоток скойбедовской правды. На этом месте вспомнилась цитата из Галича - и гляжу я на экран, как на рвотное. Но стойко досмотрела до конца. И что я могу сказать? Дама, безусловно, антисемитка. Я там еще кое-какие ее колоночки просмотрела. Еще хуже, что она сама таковой себя, по-моему, не считает. То есть рассуждает о мировом сионизме, а потом говорит, что где-то когда-то защищала людей еврейской национальности. Хотелось сказать - милая девушка, так ведь это и есть нацизм в его худшем виде. Не нацисту вообще-то пофиг, что написано в пятой графе документа, удостоверяющего личность человека, которого он защищает. Потому что он не делает разницы. А тут - надо же, "он хороший человек, хоть и таджик". Ну остальное почитать - в общем не советую, я сдуру влезала, но незачем такой газетенке поднимать рейтинг.

Дамочка ратует за нашу Победу. Это мне понятно. Я тоже отмечаю этот день. И даже понимаю, почему прет столько официоза и трескотни. Каждому народу нужна мифология. Миф - это основа, и мифы о героях мы встречаем во многих культурах. Это нормально. Просто Россия - страна сожженных мостов, и предшествующая мифология у нас уничтожается при каждой смене власти. В нормальных ситуациях события одного исторического периода плавно наслаиваются на предшествующие, история остается непрерывной, и оборвать ее может только какой-нибудь катаклизм, что тоже не редкость. Мы прекрасно управляемся и без катаклизмов. Мы сами их организуем. И каждый раз создаем себе новые мифы. У нас - хронический конец света в отдельно взятой стране.
Это дело привычное, но сейчас ситуация несколько усугубилась планомерным уничтожением культуры, повальным пьянством населения, утечкой мозгов и рядом других факторов. Мы стремительно теряемся на просторах Вселенной, и происходит это во многом благодаря собственным усилиям. Для таких, как Скойбеда, нужна опора. Они пытаются найти ее в Победе. Им и в голову не приходит, что на мемориалах - не только русские фамилии. Там полно украинских, белорусских, татарских, армянских, а у нас так даже испанское имя есть. И что день Победы для тех, кто считает его праздником (а я считаю) - он праздник для всех, будь то гордый сын славян, и финн, и уже не дикий тунгус, и калмык, у которого не только степи. Да, и для гастарбайтеров российского разлива тоже - это-то почему забывается, что мы жили в одной стране? Узурпация, однако.

При этом что я увидела в этой колонке? На мифе, как на фундаменте, строится здание без стен. Стены выброшены за ненадобностью. Там в общем даже крыши нет, только мансарда с каким-никаким потолком. (Крыша имеется в виду натуральная, у дома, а не в зн. "защита со стороны каких-либо структур", которая как раз таки явно есть). И это - довольно распространенная технология строительства. Но так не бывает. Не будет мансарда держаться без стен. То бишь нельзя отбрасывать то, что было до и после.
Я понимая, почему власть ухватилась за этот праздник. Почему во все щели лезет официоз. Ей нужно хоть что-то, чтобы сцементировать то, что еще не распалось. А это легче, чем поднимать культуру, которая одна только и способна противостоять развалу. Нет, не из альтруизма и не из любви к Отечеству они это делают. Полный развал невыгоден, вот и все.
Но понимаю и тех, кто относится к этому празднику как к дню поминовения павших. Поначалу ведь он таким и был, и в девяностые тоже был. Тогда не было необходимости подводить фундамент под развалившийся дом. Народ и сам знал, как нужно праздновать. Как это было и в 60-е, когда у мемориалов еще собирались однополчане, возлагали цветы, поминали погибших товарищей и шли куда-нибудь в лес отмечать. Точно так же отмечали его у нас и в девяностые, только к мемориалам уже приходили в основном дети и внуки фронтовиков. Но все это было так, как должно быть - как принято вспоминать павших у многих народов. И без всякой трескотни.

Сейчас - власти нужно оправдание. Как было оно нужно тому же Сталину - вспомните соцзаказ на книги и фильмы тех лет, в том числе на исторические книги и фильмы. Сталин искал опоры у Ивана Грозного и Петра Первого. Нынешние - у Сталина. Хотя в популярном лозунге военных лет слова "За Родину" стояли перед словами "За Сталина", и вторая часть довольно часто вообще опускалась. Наш бронепоезд назывался "За Родину", как и многое другое. И никакого обгаживания чего бы то ни было в этом нет. Такое впечатление, что и упомянутую колумнистку, и тех, кто там, наверху, больше увлекает вторая часть этого лозунга. Равно как увлекает она и некоторых вроде-бы-противников-сталинизма, которые начисто отрицают первую его часть. Тут хотелось бы привести слова одной местной жительницы. Когда я ее спросила, о чем она думала на позициях, она рассказала, что думала о том, как кончится война, она выйдет замуж, у нее будут дети, она повезет их в Ленинград, сходят в Эрмитаж, в Петергоф съездят... И съездили. И именно это они защищали - возможность жить по-человечески. И об этом им мечталось на Ораниенбаумском плацдарме, да. И день Победы для них был символом того, что они могут это сделать.
Но упомянутая колумнистка не права в одном. Это все больше перестает быть праздником. По одной простой причине. Фашистскую идеологию победить не удалось. И сама колумнистка - яркий тому пример. Но доказать это - невозможно.
Тут вот хорошо сказано

http://taki-net.livejournal.com/1521572.html

А мне вот что напомнила вся эта поганенькая историйка.
Tags: видео, культура, музыка, политическое, ссылки, статьи
Subscribe

  • В Александрии

    Шуршать там, конечно, уже почти что нечем. Но вот. Объясняю последнюю фразу поста - дело в том, что этим летом мы с Гошкой были в Петергофе, как…

  • Немного петергофских красот

    Побывали тут на днях в Луговом парке в Петергофе. Вообще - мой любимый парк. Да какой у меня нелюбимый, особенно осенью? Короче, парк прекрасен. До…

  • Земля непокоренных

    Моя статейка на дзен Земля непокоренных Я живу там, где был когда-то Ораниенбаумский плацдарм. Мы с этим выросли - и история изучения плацдарма…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments