merelana (merelana) wrote,
merelana
merelana

Да, так я все про Сезанна и компанию

Ну ладно, немного отлегло, когда московское музейное сообщество высказалось против - я тут ссылку с Газеты. ру давала.
Но вообще за всей этой историей видится какая-то колоссальная провокация. Во всяком случае, попытка оной. Дело не в Антоновой. Она вполне имеет право думать то, что думает, равно как и считать, как считает. Это называется простым словом "позиция", причем чисто искусствоведческая. Позиции, разумеется, могут быть разными, человек имеет право их высказывать, как-то это все аргументировать и всякое такое. То есть с ее-то стороны как раз все вполне понятно, и она много лет это говорила. Но все же за пределы музейного сообщества эта идея не выходила. Посему не попадала и в политическую плоскость.
Почему она этот вопрос вынесла за пределы сообщества - тема интересная. Не выносила, не выносила - а тут раз и пошла в открытую атаку. Про движущие силы и какую-нибудь там подачу ничего говорить не буду, потому что ничего про это не знаю, а могу только предполагать. Область догадок, и не более того. Но вот попытаться проанализировать, что получится, если это дело вдруг получит раскрутку, можно с очень большой долей вероятности. Напоминаю, что вопрос еще окончательно не решен.
А получить мы можем несколько моментов.
1. Дестабилизацию обстановки в Санкт-Петербурге. Ибо, как совершенно верно заметил Лев Лурье, идея защиты коллекции может объединить всех питерцев, вне зависимости от классов, сословий, партийности и т.п. Даже алкаш в бакалее возопит, что наших обижают и запросто может схватиться за орудие пролетарията или что похлеще, а там уж хоть святых выноси. Будет мутузить направо и налево, своих и чужих. В то же время у приверженцев правопорядка есть и своя опора - довольно многочисленные желающие закрепиться в Питере. Собственно, Полтавченко, если он не полный идиот, оставалось единственное - поддержать в этой ситуации Пиотровского, чей авторитет в Питере все же достаточно высок, если не абсолютен.
2. В той статье, которую я упомянула, кто-то из руководителей московских музеев говорит о прецеденте. Верно говорит. Гатчина начнет требовать с Эрмитажа, Царское Село - с Петергофа, и так пока все деньги, которые наше дорогое государство отводит на культуру. Хуже того, этот прецедент приведет к полному краху многие провинциальные музеи. Дело даже не в отношениях между музеями. Но тут же объявятся какие-нибудь кровно заинтересованные граждане, которые решать отхватить свой кусок. И отхватят, можно не сомневаться. Да, я не буржуазный демократ и против реституций. Предвижу возражения про Лувр и север Франции, а также про музеи Великобритании. Одно маленькое но. Там нет лозунга о восстановлении исторической справедливости. Историческую же справедливость можно восстанавливать довольно долго - как, впрочем, и бороться с тоталитаризмом тоталитарными методами.
3. Обострение отношений между Питером и Москвой. И вот тут позиция руководителей московских музеев оказалась очень правильной и именно она важнее всего прочего в этой истории. Они не позволили всегдашней конкуренции превратиться в непреодолимый разрыв, за что лично я им очень благодарна. Потому что мало кто из москвичей активно высказывался в поддержку идеи переноса коллекции, а среди моих друзей таких почти что и нет. В основном же здоровый пофигизм, за что спасибо московским друзьям. Это серьезно, без всякого подкола.
Не думаю, что Антонова хочет вот этого всего - и даже чего-то одного. Она просто об этом не думала, поскольку человек старой закалки, и, я так думаю, все-таки не подлый и искренне болеет за свое дело. Но мы живем уже в совершенно другом мире. И мир этот постоянно меняется.
Впрочем, все это - в известной степени домыслы. А подписываться не забываем, мои дорогие, ибо дело еще не закончено.
http://www.change.org/petitions/%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2-%D0%B2-%D1%8D%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B6%D0%B5
Subscribe

  • Вот чего нашли

    Бородино, 1992 год. И сейчас мы уже знаем продолжение романа, а в некоторых случаях - и окончание... Жизнь все-таки куда круче самых интересных книг.…

  • Картины на городских улицах

    "Горгону! нежно люблю. Молодцы ребята, и город наш стал ярче и интереснее, когда они взялись за дело. Космически-военная тематика - окраина…

  • Новая выставка

    Картиночки после будут в небольшом количестве - но с вернисажа, а не сами работы. В "Гармонии" - прекрасная выставка работ Игоря Праченко. Всем…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments

  • Вот чего нашли

    Бородино, 1992 год. И сейчас мы уже знаем продолжение романа, а в некоторых случаях - и окончание... Жизнь все-таки куда круче самых интересных книг.…

  • Картины на городских улицах

    "Горгону! нежно люблю. Молодцы ребята, и город наш стал ярче и интереснее, когда они взялись за дело. Космически-военная тематика - окраина…

  • Новая выставка

    Картиночки после будут в небольшом количестве - но с вернисажа, а не сами работы. В "Гармонии" - прекрасная выставка работ Игоря Праченко. Всем…