merelana (merelana) wrote,
merelana
merelana

Category:

Гдовско-Ямбургский листок


Общение с черными баронами, пусть и исключительно духовное, заводит иной раз в совершенно неожиданные места. Точнее даже, территориально-то они не слишком удалены, в пределах хотя и не шаговой, но вполне автобусной или там лошадиной даже доступности. В частности, сейчас речь о Пустомерже и Ястребино, о которых я уже упоминала в связи с Петром Веймарном, героем Отечественной войны 1812 года.
Во второй половине позапрошлого века жил в этом имении князь Оболенский, женатый на одной из баронесс Веймарн. Открыл он школу и училище для сирот, а также некоторое время издавал газету, о которой есть статья даже у Брокгауза с Эфроном. Особенно порадовал меня псевдоним Ругодивцев -были, видать, и тогда ненормальные краеведы, родственные души. :))))))
Отсюда
http://slanist.ru/publ/gdov/gdovsko_jamburgskij_listok/budko_v_i_v_v_obolenskij_i_quot_gdovsko_jamburgskij_listok_quot_iz_rukopisi_quot_p_ja_janovskij_quot_2012/316-1-0-2716


В.В. Оболенский и Гдовско-Ямбургский листок



Павел Яковлевич Яновский читал во множестве старые и новые газетные сообщения из Гдовского, Ямбургского и Лужского уездов. В церковной библиотеке, в отдельных семьях годами хранились номера «Гдовско-Ямбургского листка» и «Еженедельника» 1870-х гг., в которых были помещены материалы местных авторов. В связи с этим приведем небольшой экскурс о Владимире Владимировиче Оболенском, – газетном издателе, которому принадлежали эти газеты.



Князь В.В. Оболенский, – ямбургский помещик, благотворитель, просвещенный владелец имения Ястребино в Пустомержской волости Ямбургского уезда С.-Петербургской губернии. Он был лично знаком с великими князьями, в частности, – с Александром Александровичем, будущим Императором Александром III.[1]

В 1869 г. В.В. Оболенский вместе с тестем А.Ф. Веймарном и священником А.Д. Врудским создал при местной церкви благотворительное общество, в котором имелись приют и школа. Первым шагом благотворительности был обед местным нищим, который князь устроил в церковной сторожке. Благодеяние вызвало многие толки и пересуды.[2] В небольшой школе В.В. Оболенским была укомплектована небольшая библиотека.[3]

В 1870 г. в д. Пустомержа им было открыто Народное училище Императорского С.-Петербургского Воспитательного дома. По итогам визита цесаревича в имение князя В.В. Оболенского, «Гдовско-Ямбургский листок» сообщал: «Их Императорское Высочество, Великий князь, наследник цесаревич Александр Александрович удостоили Своим посещением благотворительные учреждения и училище в селе Ястребино Ямбургского уезда. Наследник удостоил принять поднесенные Его Высочеству хлеб и соль. Спели «Боже царя храни», изволили завтракать в доме попечительства».[4]

Очевидно, с подачи высокопоставленных лиц-покровителей, – Гдовское и Ямбургское земства рассматривали вопрос В.В. Оболенского о финансирования его новой газеты «Гдовско-Ямбургский листок», которая просуществовала 2 года.[5] В анонсе на второй год в газете особо указывалось: «Вопросы местной и особенно сельской жизни составляют главный предмет листка». Через год уже вслед за этим В.В. Оболенский, очевидно, по указке своих высокопоставленных покровителей, организовал другое издание, – «Еженедельник», которое распространилось уже на бóльший регион. Причиной тому были и денежные обстоятельства, расходы на еженедельник, которые не под силу были даже двум земствам. Новое издание доставило издателю и долю славы, и самолюбия, и новых забот. Имя его становится широко известным за пределами города и уезда.

В связи с этим новые материалы из Гдовского и Ямбургского уездов в «Еженедельнике» В.В. Оболенского стали появляться все реже.[6] Круг авторов изменился. Практически исчезли статьи и ретроспективы лиц, писавших о Доложске. Не было, напр., полемических статей С.Е. Лебедева, который мыслил государственными категориями. – В свое время он писал об учительской семинарии, всесословной волости, волостном суде. – Все это темы, интересовавшие интеллектуалов. Следующее за «Еженедельником» издание князя В.В. Оболенского называлось – «Молва».[7]

«Гдовско-Ямбургский листок» для своего времени был уникальной газетой. Источники отмечают, что это было первое в России земское издание, в котором описывалась жизнь деревни. В этом великая заслуга не только В.В. Оболенского, но и членов Гдовского и Ямбургского земств, которые финансировали листок. Редакционную часть в газете при ее основании вел В.К. Тихомиров, умерший от чахотки весной 1872 г. Некролог ему писал Ругодивцев.[8] В нем с безжалостным реализмом был описан путь крестьянского мальчика к свету высоких знаний, которые он, будучи уже зрелым человеком нес многочисленным читателям в означенных уездах и за их пределами.

В.В. Оболенский – патриот малой родины, который сумел сплотить вокруг себя коллектив единомышленников, которым активно помогали корреспонденты на местах: С.Е. Лебедев, Е. Андреев, А. Бландов, Маеров, Фон дер Флит, Х. Вольдемар, П. Харитонов, А. Белецкая, М. Сапоровский, П. Вестенрик, В. Заутин, Нагорский, – примечательные люди, описывать деяние которых – дело не одного очерка. – Фон дер Флит, напр., – помещик Ямбургского уезда, который проживал в Пскове. Он учредил Псковскую Художественно-промышленную школу, которая впоследствии носила его имя.[9] Школа существовала в историческом здании и в годы советской власти. А. Бландов, владелец имения Вейно, – известный земский деятель, Председатель Доложского ссудо-сберегательного товарищества, Директор Правления Гдовской ссудо-сберегательной кассы. Маеров – псевдоним одного из местных учителей. О С.Е. Лебедеве и Е. Андрееве мы знаем из нашего повествования, равно знаем о статьях членов редакции Гдовско-Ямбургского листка».[10] В Ямбурге в то время «Гдовско-Ямбургский листок» называли – «ямбургским», а в Гдове – «гдовским листком».

В № 3 листка за 1872 г. редакция объявляла о напечатании исторических очерков под названием «Гдовско-Ямбургская окраина и ее города». Неподписанный материал принадлежал перу неутомимого Ругодивцева, который сотрудничал сразу в нескольких газетах.[11] В первый год существования листка вышли замечательные материалы о Гдовщине, подписанные неким Столпянским. – «Об естественном богатстве уездов: Гдовского и Ямбургского (№ 1), О народных сельских школах в Гдовском уезде (№ 2), Об учительской семинарии (№ 5). Кому принадлежал псевдоним, утверждать сложно, однако, по характеру обзорной темы, нельзя исключать авторство того же Ругодивцева. Он много работал с книжным, газетным и статистическим материалом, на основе которого составлял обзоры. Характерной в этом смысле является статистика по ярмаркам в Гдовском и Ямбургском уезде, которую Ругодивцев решил сопоставить в неподписанной статье «Ярмарки в уездах Гдовском и Ямбургском».[12] Авторство его выясняется из годового обзора статей, который был напечатан в последнем номере.

Следует помянуть, что известный в СССР писатель и корреспондент Константин Симонов был внучатным племянником князя В.В. Оболенского. – Раньше родственная связь эта тщательно скрывалась. Сегодня об этом свободно можно прочесть в сети Интернет.[13]



…Проект этнографического материала С.Е. Лебедева был осуществлен, очевидно, при посредстве Н.А. Скроботова, приезжавшего в Доложск с целью сбора материалов для очерка «Погост Долоцко в Гдовском уезде. Очерк Ругодивцева».[14] «Ругодивцев» – это литературный псевдоним Н.А. Скроботова, историка Нарвы, корреспондента и публициста, который в 1872 – 1873 гг. много печатался в еженедельнике князя В.В. Оболенского «Гдовско-Ямбургский листок». Библиография Ругодивцева включает в себя множество исторических статей по нашему краю. Творчеством его в указанном еженедельнике еще предстоит заниматься. Нарвитяне недавно публиковали замечательное исследование о путеводителях Нарвы, первым из которых стал очерк о городе, написанный именно Ругодивцевым, – «Город Нарва. Краткий очерк Ругодивцева».[15] Эстонская сторона при этом, акцентирует внимание читателя на «русской составляющей» всех дореволюционных путеводителей, начиная с книги Ругодивцева. В стане политической этнократии «русская тема» сегодня «непопулярна».

Ругодивцев в дополнение к очерку «Нарва» публиковал в «Гдовско-Ямбургском листке» материал под заголовком «Предания жителей г. Нарвы, собранные г. Ругодивцевым (Скроботовым)».[16] Известно и о его сотрудничестве в других изданиях. В политико-литературной газете-журнале «Гражданин» в 1873 г. он дал описание новой Памятной книжки по С.-Петербургской губернии А.Ф. Елачича, которого он обвинил в плагиате. Хорошо зная историко-географические, экономические и статистически материалы отчей губернии, он с фактами в руках уличал Елачича в авторском подлоге и нежелании изложить материал своими словами.[17] Из поездки в Доложск Ругодивцев вывез и статистику по местным ярмаркам, которую получил в волостном правлении у С. Лебедева. В 1872 г. Ругодивцев публиковал в листке обзорный материал – «Ярмарки в уездах Гдовском и Ямбургском». Это одно из первых исследований подобного рода, данное в популярной форме. Конечно же, он использовал в первую очередь открытые статистические материалы, которые в 1870-е гг. регулярно публиковались в земских сборниках и газетах. В том же году и в том же еженедельнике вышел материал Ругодивцева «Рыбный промысел в Гдовском уезде», в котором так же использовалась текущая статистика и сообщения с мест.[18]




[1] а) Гдовско-Ямбургский листок – еженедельное издание в СПБ, в 1872 – 1873 гг. Издатель кн. Вл. Оболенский, редактор Вл. Тихомиров; б) газета сельская вообще и земская в особенности; в 1873 г. издавалась в СПБ. еженедельно. Изд.-ред. кн. Вл. Оболенский; в) газета земская и сельская, изд. в 1874 –1875 гг. в СПБ., еженедельно. Изд.-ред. кн. Вл. Оболенский, затем издатель А. Жемчужников, ред. кн. Вл. Оболенский. Переименована, с расширением программы, в «Молву».

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. – С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890 – 1907.

[2] Обычно прихожане на Руси обходились мелким подаянием в пользу неимущих.

[3] «В 1870г. в д. Пустомержа было открыто Пустомержское народное училище императорского С.-Петербургского Воспитательного дома, разместившееся в наемном деревянном доме. Совместно в нем обучались 18 учеников. В библиотеке насчитывалось 32 книги разного содержания». http://www.institute-spb.standardsite.ru

[4] Гдовско-Ямбургский листок. 28.08.1873.

[5] К седьмому номеру листка был приложен портрет Государя Императора.

В 1872 г. в С.-Петербурге под эгидой князя В.В. Оболенского в его собственной типографии, которая по свидетельству Ругодивцева в 1873 г. находилась по адресу «Угол Николаевской и Невского, № 2 – 71», стал выходить еженедельник «Гдовско-Ямбургский листок».

[6] В 1872 – 1873 гг. еженедельник давал их в избытке.

[7] Генезис газетного бизнеса князя Оболенского, к сожалению, никто пока не исследовал.

[8] Некролог

Владимир Капитонович Тихомиров. Нам приходится занести на страницы «Листка» весьма печальное известие о смерти редактора нашей газеты В. К. Тихомирова. Он умер от чахотки 17 апреля, в понедельник, на 31 году своей жизни, и похоронен 19-го числа, на Волковом кладбище, где так много лежит честных работников нашей печати. Покойный В.К. Тихомиров был сын пономаря новгородской епархии. Еще в детстве он лишился отца и остался на попечении своей матери, которая, после смерти мужа, с разрешения местного благочинного, занялась частным образом просвирничеством и стала жить доходом, получаемым с продажи просфор в одной из белоозерских церквей. Первоначальное воспитание В.К. Тихомиров получил в белоозерском духовном училище, потом в новгородской семинарии, откуда в 1863 году, после поверочного экзамена, поступил в петербургскую духовную академию, где пробыл два года в перешел в петербургский университет на юридический факультет. Бедняк наделся на свои силы и заработок, чтобы прокормить себя, помочь нуждающейся бедной матери и окончить курс, но вышло иначе: за невзнос платы он был уволен из университета. Литературный труд сделался ему известным еще на скамье семинарии. Владея весьма хорошо языком и стихом, он еще в семинарии написал стихотворение, (переложенное впоследствии на ноты г. Старорусским), по случаю тысячелетнего празднества святым Кириллу и Мефодию и несколько стихотворений напечатанных в журнале «Странник». Во время студенчества в духовной академии он писал статьи в детском журнале «Звездочка» (изд. г-жею Ишимовою), стихи в «Будильник», фельетоны в «С.-Петербург. Ведомостях (под псевдонимом Мир Миров) и в «Иллюстрированной Газете» (очерки из бурсацкой жизни). С переходом в университет, литературный труд для В.К. Тихомирова сделался единственным трудом. Этот труд сгубил его, преждевременно уложил в могилу и в материальном отношении не принес ему никакой пользы. Покойный труженик, по своей бурсацкой натуре, всегда честно относился к труду; но за свой труд он никогда не получал обещанного заработка... Уступчивый и податливый на убеждения и обещания, он, по своей бесхарактерности, весьма часто делался жертвою таких лиц, которые всегда более обещают, чем исполняют... Он не оставил после себя громких статей, который могли бы составить ему имя в нашей литературе – весьма бедной талантливыми писателями. Несколько десятков довольно бойких рассказов и стихотворений, которые были написаны им в продолжение своей жизни, были не единственным его трудом. В последние шесть лет покойный В.К. Тихомиров написал множество статей по текущим вопросам от редакций газет: «Народного Голоса» и «Петербургской Газеты». В означенных статьях много дельного и честного било выского им. Не владея большими научными сведениями, он весьма успешно пользовался теми знаниями, которые были им приобретены. С конца 1865 по 1871 г. он усидчиво (утром до 4-х часов полудня – в редакции, а вечером до глубокой полночи – в типографии), несмотря на лишения и материальные недостатки, работал у И.А. Арсеньева, который издавал сначала «Петербур. Листок», а потом «Петербургскую Газету» (в первых нумерах «Петербург. Газеты» 1867 г. были помещены весьма талантливо написанные им воспоминания из бурсы), и только в 1866 году, с февраля месяца по июль, он на время оставил г. Арсеньева и стал заведовать и заправлять всеми делами редакции газеты «Народный Голос». С переходом «Петербургской Газеты» в руки другого издателя, В.К. Тихомиров остался сотрудником ее и даже был утвержден редактором; но вскоре, редакторство газеты он оставил, и по прежнему стал работать, т.е. переправлять корреспонденции, писать статьи в передовой отдел, составлять иностранное обозрение и проч. По случаю отъезда редактора «Петербург. Газеты» за границу – он перед смертью был утвержден временным редактором означенной газеты; но в это время он уже не мог выходить из комнаты... К.В. Тихомиров работал почти до последних дней своей жизни. И только после увещаний доктора и знакомых, он прекратил занятия по редакции «Петербургской Газеты» в субботу, на шестой неделе великого поста; занятия же по редакции нашей газеты, несмотря на наши просьбы и убеждения, он оставил только после выхода последнего номера. Он думал еще пожить, постоянно вспоминал родину, куда собирался отправиться на лето, мечтал еще о работе... между тем, чахотка незаметно для него – готовила ему могилу. Мир праху твоему собрать по труду!

Ругодивцев.

Гдовско-Ямбургский листок. 1872.

[9] Фактически – Фан дер Флит. Известий о нем множество на псковских сайтах.

[10] Ругодивцева, В.К. Тихомирова и В.В. Оболенского.

[11] Ругодивцев. Гдовско-Ямбургская окраина и ее города.Гдовско-Ямбургский листок. № 3, 1872.

[12] Гдовско-Ямбургский листок. № 9, 1872.

[13] Абрамов В. Почему известный писатель скрывал свое происхождение.

…Двоюродный дед писателя (Константина Симонова – В.Б.) Владимир Владимирович Оболенский (1841 – 1903) и его жена Лидия Александровна (урожденная Веймарн) жили в поместье около села Ястребино Ямбургского уезда. В их имении не раз бывали великие князья Владимир Александрович и Александр Александрович (будущий царь Александр III). Такая близость к верхам не мешала Оболенскому быть человеком передовых взглядов как в экономическом, так и в социальном плане. В 1872 – 1873 годах он выпускал газету «Гдовско-Ямбургский листок», которая была первой уездной газетой в России.

http://osteoxondros.ru/forum/showthread.php?t=56

[14] Погост Долоцко в Гдовском уезде, Петербургской губернии. Очерк Ругодивцева. С.-Петербург, 1873.

[15] Город Нарва. Краткий очерк Ругодивцева. СПБ, 1873. Типография князя В. Оболенского. Угол Николаевской и Невского, № 2 – 71.

[16] Скроботов Н. Предания жителей г. Нарвы, собранные г. Ругодивцевым (Скроботовым). Гдовско-Ябургский листок. № 14. 1872.

[17] Скроботов Н. Новейшее описание С.-Петербургской губернии (Памятная Книжка С.-Петербургской губернии А.Ф. Елачича). Гражданин, 1873.

[18] Ругодивцев. Рыбный промысел в Гдовском уезде. Гдовско-Ямбургский листок. № 7, 1872.


И образец тогдашней местной новостной журналистики - о ярмарке в Нарве

Ярмарка в г. Нарве, с 7 по 9 февраля



Главный предмет торговли на Нарвских ярмарках составляют лошади; а потому их, по всей справедливости, можно назвать конными ярмарками. Само собою разумеется, что торговля конями без цыган не обходится нигде. А потому и в Нарве, в эту пору, появляются цыгане, как знатоки своего дела по части мены и продажи коней, а отчасти – и как конокрады.

Кроме цыган, большинство торгующего лошадьми люда составляют эсты из соседних мест. Русских торговцев бывает мало. Конечно, бывают на ярмарке и рассеянные по всему лицу земли евреи, но продажею и меною лошадей они не занимаются.

В настоящем году, было приведено на ярмарку до 200 лошадей. Все они были эстляндской породы. Ценность их простиралась от 10 до 200 р. за штуку. Сколько продано лошадей и сколько обменено, и на какую сумму простирался оборот по этой ветви торговли, — это трудно узнать; потому что торговцы настоящей цены не сказывают. А потому я и не решаюсь поставить цифру оборота торговли даже приблизительно.

Рогатого скота на нынешней ярмарке было очень мало: всего три коровы, один бычок и один баран. За одну корову просили 35 руб., а за других двух — по 25 руб., за барана же — 3 руб. 50 коп.

В настоящую ярмарку много продавалось книг. Вязниковские (офени) ходебщики привезли их на 1300 руб.; я если верить их показаниям, — почти половину книг они распродали. Книги были дешевые. Некоторые из них продавались и по копейке. Большинство книг было религиозно-нравственного содержания: Евангелие, Псалтирь в русском переводе, «Первая молитва Джезики», «Маша или чудный сон» и проч...

Продавалась и иконы: Спасителя, Божией Матери, Николая Чудотворца и других святых, наиболее чествуемых нашим народом. Были и разные картины, которые крестьяне любят развешивать по стенам своих изб.

Кроме лошадей, книг, икон и картин продавалась нашими местными евреями жестяная посуда: кружки, кофейники, ночники и проч. Явился на ярмарку и один наш местный торговец щетками в привез товару на 20 руб. Такова была нынешняя февральская ярмарка в Нарве!
Tags: краеведение, статьи
Subscribe

  • Исходный материал для творчества

    Занялась перебиранием рундука в прихожей. Пытаюсь понять, что делать со старой курткой - не могу я просто так выбрасывать одежду, рука не…

  • Вот чего нашли

    Бородино, 1992 год. И сейчас мы уже знаем продолжение романа, а в некоторых случаях - и окончание... Жизнь все-таки куда круче самых интересных книг.…

  • В Александрии

    Шуршать там, конечно, уже почти что нечем. Но вот. Объясняю последнюю фразу поста - дело в том, что этим летом мы с Гошкой были в Петергофе, как…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments