merelana (merelana) wrote,
merelana
merelana

Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью

Кажется, эта тема становится, наконец, снова актуальной - как и темы культуры вообще.
Собственно, начало вот. То есть начало еще раньше, а тут - попытка осмыслить.
http://ru-historia.livejournal.com/484391.html

Попытка осмыслить - что? А то, что во все времена люди делились на сегодняшних и вчерашних. Это естественный процесс - и это не зависит от возраста. Племя младое, незнакомое, противостояние отцов и детей - ну и так далее. Почему сегодняшний мир должен быть исключением? Потому, что в нем живем мы - а мы этого не видели. Ну то есть завтрашними-то мы себя считали, а вчерашними пока что не доводилось, да лично мне как-то и претит.
То есть был какой-то момент, когда противоречия между поколениями были не столь явственными, как в классической литературе. Но ведь литература и строится на том, что какая-то черта времени или характера, показавшаяся автору важной, должна стать столь же важной и для читателя. Иначе и писать не стоило. Внешняя сторона меняется, да. Но что самое интересное - сейчас она меняется гораздо медленнее, чем, скажем, тридцать лет назад, когда дама в сапогах на платформе казалась старомодной, когда все носили шпильки, и наоборот.
Отношение к литературе - изменилось ли оно? И у всех ли? В советское время перечень имен был несколько ограниченным. Классика, да - не сказать, что всех, но все же многих времен и народов. Из современников - доходило не все, а то, что соответствует, потому что был очень серьезный языковый барьер. Сейчас этого барьера фактически нет, потому что иностранные языки никто не дозирует, изучай - не хочу. Соответственно, и читай все то, что нужно лично тебе.
Хороших книг очень много. Столько, что человеческой жизни не хватит, чтобы почитать даже одну сотую долю. И интерес к классике - в том числе и к русской - падает именно по той причине, что доступных хороших книг стало больше.То есть практически все, что написано человечеством за всю его многовековую историю. А вовсе не потому, что русская классика создает завтрашнему человеку психологический дискомфорт и не соответствует его системе ценностей.Те же ценности можно найти и в другой литературе, более близкой по форме и содержанию, а нередко и только по форме - лично тебе. И кто сказал, что ничто из современной русской и западной литературы никогда не станет классикой?
Должен ли современный россиянин знать свою классическую литературу? Вообще говоря, никто ничего никому не должен. Но у него, как и у человека вчерашнего, позавчерашнего и даже времен Очакова и покоренья Крыма - может быть такая потребность. И государство обязано обеспечить условия, чтобы он мог эту потребность удовлетворить. То есть потребность должна каким-то образом формироваться - а формируется она обществом, если таковое имеется. А реализуется , когда литература доступна и человек обладает достаточным количеством времени, чтобы читать. То есть у него должна быть, в плюс к соответствующей потребности, еще и стабильная работа, и соответствующий доход. А это как раз таки говорит об условиях жизни в государстве, то есть напрямую ставит перед властью вопросы. А власть этих вопросов ох как не любит. Поэтому и возникла необходимость делить людей на вчерашних и завтрашних. По многовековому принципу разделять и властвовать. В обществе потребления просто легче властвовать.
Но вот ведь какая штука. Мой племяш, простой американский старшеклассник, с величайшитм удовольствием читает классику, в том числе и русскую. А этот человек в свое количество мальчишеских лет вполне технарь, и уже понял, что можно весьма успешно зарабатывать своими мозгами. И классика тому нисколько не мешает, а как раз наоборот. И мой сын, простой российский студент и вполне адаптированный в современной среде молодой человек, тоже читает классику. Но и не только ее. И никакого конфликта с внешним миром, тем более неразрешимого. Правда, оценки тех или иных персонажей расходятся с теми, которые были или есть, допустим, у меня. Но и то не всегда.Меня вот еще в восьмом классе смущало, какого хрена Чацкий пытался влезть в отношения этой парочки, если им так хорошо вместе. Ну и что, что невеста и гений чистой красоты. А ей вот Молчалин нравится. Имеет право.
Собственно, и опусов, которые пытаются оправдать не-чтение современными потребностями, можно не читать. Но, увы, именно они становятся руководством к действию для разного рода реформаторов, лучше других знающих, что нужно и что не нужно современному россиянину, будь он хоть завтрашним, хоть вчерашним, хоть вообще ископаемым.
Subscribe

  • Исходный материал для творчества

    Занялась перебиранием рундука в прихожей. Пытаюсь понять, что делать со старой курткой - не могу я просто так выбрасывать одежду, рука не…

  • Вот чего нашли

    Бородино, 1992 год. И сейчас мы уже знаем продолжение романа, а в некоторых случаях - и окончание... Жизнь все-таки куда круче самых интересных книг.…

  • В Александрии

    Шуршать там, конечно, уже почти что нечем. Но вот. Объясняю последнюю фразу поста - дело в том, что этим летом мы с Гошкой были в Петергофе, как…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments