merelana (merelana) wrote,
merelana
merelana

Варшавская битва

Посмотрела. Не то, чтобы рецензия - просто мнение. Вообще-то это - фильм-плакат. Начиная от сюжета и кончая видеорядом. Максимально конкретно и узнаваемо все. То есть если оценивать фильм как реалистическое батальное полотно, то оно не дотягивает. Но его, мне кажется, нельзя в таком ключе рассматривать. Слишком узнаваемо ВСЕ, что для Гофмана вообще-то не характерно, находок у него всегда хватало и ему воистину ведомо, что такое искусство кино. Найти режиссера, которому это было бы более ведомо, достаточно сложно. То есть лично у меня сложилось впечатление, что полный набор клише - это умышленно, на этом все построено. Начиная от сюжета и кончая большевиком с плаката в момент ранения главного героя. И плакатных товарищей, равно как и плакатных панов по всему фильму - выше крыши. Плакатный Ленин. Плакатный Пилсудский. А главная героиня - примадонна второразрядного кабаре, прямо с афиши. Плакатный ксендз с крестом и плакатный же крест на фоне неба, в руке умирающего ксендза.
Персонажи - из советских и польских фильмов. Пилсудский не на Сталина похож. Пилсудский похож на ксендза Кордецкого из довоенной "Обороны Ченстоховы" - это в последний момент. В начале, где он говорит о перспективах кавалерии - точнехонько Собесский, сцена его с Володыевским. Так что в своем постмодернистском порыве пан Ежи и себя, любимого, не забыл. Что вполне художественно оправданно, мне кажется.
Что касается российской стороны - тоже похоже. В памяти тут же всплывают герои "Хождения по мукам", "Белого солнца пустыни" и "Неуловимых мстителей". То есть цитирование образа не прямое, а опосредованное, гиперболизированное, но очень хорошо узнаваемое. И даже жандармский офицер постмодернистский, явно имеющий корни в прекрасной Франции..Смешной и трагичный одновременно.
Короче, Гофман собрал все, что можно. Так сказать, события сквозь культурный пласт двадцатого солетия. Пожалуй, единственное, чего не хватает до полного гротеска - это еще двух песен. Но это уже был бы не плакат, а что-то другое.
Короче, смотрела с удовольствием, вытаскивая из канвы все эти - и многие другие - знакомые до мелочей моменты. Мемориал кинематографу прошлого столетия.
Экранизация мифа, одним словом. Что после "Когда солнце было богом" воспринимается как вторая часть дилогии. Там - совсем начало эры, тут - начало новой эры. Со всеми мифологически-гипорболизированными героями












Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments